Описание картины «Мадонна с цветком» Леонардо да Винчи: фото, анализ, жанр, характеристика, краткая история создания и место хранения

Зарубежные художники

Описание картины «Мадонна с цветком» Леонардо да Винчи

 

Описание картины «Мадонна с цветком» Леонардо да Винчи: фото, анализ, жанр, характеристика, краткая история создания и место хранения
Леонардо да Винчи, год 1480, картина “Мадонна Бенуа”. Фото: wikipedia.org

Название Мадонна с цветком; Мадонна Бенуа; Мадонна с младенцем
Страна, художник Италия, Леонардо да Винчи
Год 1478
Жанр религиозная сцена, возрождение, итальянский ренессанс
Находится Эрмитаж
Материалы Холст (перевод с дерева), масло

Картину “Мадонна с цветком” написал итальянский художник Леонардо да Винчи. Точная дата создания остается неустановленной, но искусствоведы относят ее к 1478 году.

Когда первая доска познала масляные краски

Это полотно — один из ранних шедевров гениального мастера. Есть много загадок, связанных с ним. Впрочем, как и с остальными работами да Винчи. 

В период создания произведения автор еще очень молод, находился в поиске своего стиля и новых приемов. 

Создавая “Мадонну”, Леонардо одним из первых прибегнул к живописи маслом на доске. Художник экспериментировал с сочетанием оттенков, игрой света и расположением фигур в композиции.

В работе явственно ощущается влияние флорентийской живописной школы и учителя Леонардо — прославленного флорентийца Андреа Верроккьо. Любопытно, что за несколько лет Верроккьо написал “Мадонну с младенцем”, явно оказавшую влияние на работу да Винчи. Фигуры находятся в одинаковой позе: повернуты к зрителю в три четверти, а младенцы чрезвычайно напоминают друг друга формой головы.

Новизна работы Леонардо да Винчи выразилась в изображении Богоматери. Его мадонна очень человечна: это юная девушка, наслаждающаяся материнством. Ее костюм и прическа по моде XV века тщательно выписаны художником и это еще сильнее подчеркивает земную ипостась Девы Марии. 

Страдания и боль за сына еще не коснулись ее, не оставили следов на прекрасном лице. Она радостно улыбается своему чаду, протягивая ему цветок. Младенец тянет ручки, пытаясь ухватить его; он не по-детски серьезен.

Платье Богоматери насыщенного синего цвета мягко облегает ее фигуру. Художнику удалось мастерски подчеркнуть фактуру ткани, роскошный блеск шелка и изысканность тяжелого бархата. На груди закреплена крупная брошь с прозрачным камнем. Золотистые волосы уложены в сложную прическу.

В центре композиции находятся два небольших белых цветка с четырьмя лепестками, на которых сосредоточен взгляд младенца. 

Некоторые исследователи склонны отождествлять крестообразную форму цветков с крестом, на котором окончит свои земные дни Сын Божий.

Фигуры матери и сына освещены ярким светом, который исходит не из небольшого стрельчатого окошка на заднем плане картины, а откуда-то сверху. Вероятно, так живописец хотел подчеркнуть божественное начало мадонны и ее младенца.

Следы картины затерялись в XVI веке: по-видимому, она хранилась где-то в Италии. Вновь работа появилась уже в начале XX века, когда Мария Сапожникова-Бенуа отдала ее в экспозицию выставки западноевропейского искусства в Санкт-Петербурге, в декабре 1908 года.

Удалось проследить провенанс картины до коллекции незаслуженно забытого знатока и собирателя произведений искусства – генерала Алексея Корсакова, в чьи руки она попала в конце XVIII века.

Мария и ее муж Леонтий Бенуа решили расстаться с картиной, но мечтали о том, чтобы она не покидала пределов России. И согласились продать ее на невыгодных себя условиях. Тогда картина приобрела второе название – “Мадонна Бенуа” – в честь знаменитой семьи русских меценатов.

Государственный Эрмитаж горд тем, что этот великий шедевр эпохи Ренессанса хранится в его стенах.

Оцените статью
Добавить комментарий