Описание картины «Мадонна с цветком» Леонардо да Винчи
Леонардо да Винчи, год 1480, картина “Мадонна Бенуа”. Фото: wikipedia.org
Название | Мадонна с цветком; Мадонна Бенуа; Мадонна с младенцем |
Страна, художник | Италия, Леонардо да Винчи |
Год | 1478 |
Жанр | религиозная сцена, возрождение, итальянский ренессанс |
Находится | Эрмитаж |
Материалы | Холст (перевод с дерева), масло |
Картину “Мадонна с цветком” написал итальянский художник Леонардо да Винчи. Точная дата создания остается неустановленной, но искусствоведы относят ее к 1478 году.
Когда первая доска познала масляные краски
Это полотно — один из ранних шедевров гениального мастера. Есть много загадок, связанных с ним. Впрочем, как и с остальными работами да Винчи.
В период создания произведения автор еще очень молод, находился в поиске своего стиля и новых приемов.
Создавая “Мадонну”, Леонардо одним из первых прибегнул к живописи маслом на доске. Художник экспериментировал с сочетанием оттенков, игрой света и расположением фигур в композиции.
В работе явственно ощущается влияние флорентийской живописной школы и учителя Леонардо — прославленного флорентийца Андреа Верроккьо. Любопытно, что за несколько лет Верроккьо написал “Мадонну с младенцем”, явно оказавшую влияние на работу да Винчи. Фигуры находятся в одинаковой позе: повернуты к зрителю в три четверти, а младенцы чрезвычайно напоминают друг друга формой головы.
Новизна работы Леонардо да Винчи выразилась в изображении Богоматери. Его мадонна очень человечна: это юная девушка, наслаждающаяся материнством. Ее костюм и прическа по моде XV века тщательно выписаны художником и это еще сильнее подчеркивает земную ипостась Девы Марии.
Страдания и боль за сына еще не коснулись ее, не оставили следов на прекрасном лице. Она радостно улыбается своему чаду, протягивая ему цветок. Младенец тянет ручки, пытаясь ухватить его; он не по-детски серьезен.
Платье Богоматери насыщенного синего цвета мягко облегает ее фигуру. Художнику удалось мастерски подчеркнуть фактуру ткани, роскошный блеск шелка и изысканность тяжелого бархата. На груди закреплена крупная брошь с прозрачным камнем. Золотистые волосы уложены в сложную прическу.
В центре композиции находятся два небольших белых цветка с четырьмя лепестками, на которых сосредоточен взгляд младенца.
Некоторые исследователи склонны отождествлять крестообразную форму цветков с крестом, на котором окончит свои земные дни Сын Божий.
Фигуры матери и сына освещены ярким светом, который исходит не из небольшого стрельчатого окошка на заднем плане картины, а откуда-то сверху. Вероятно, так живописец хотел подчеркнуть божественное начало мадонны и ее младенца.
Следы картины затерялись в XVI веке: по-видимому, она хранилась где-то в Италии. Вновь работа появилась уже в начале XX века, когда Мария Сапожникова-Бенуа отдала ее в экспозицию выставки западноевропейского искусства в Санкт-Петербурге, в декабре 1908 года.
Удалось проследить провенанс картины до коллекции незаслуженно забытого знатока и собирателя произведений искусства – генерала Алексея Корсакова, в чьи руки она попала в конце XVIII века.
Мария и ее муж Леонтий Бенуа решили расстаться с картиной, но мечтали о том, чтобы она не покидала пределов России. И согласились продать ее на невыгодных себя условиях. Тогда картина приобрела второе название – “Мадонна Бенуа” – в честь знаменитой семьи русских меценатов.
Государственный Эрмитаж горд тем, что этот великий шедевр эпохи Ренессанса хранится в его стенах.