Описание картины Леонардо да Винчи «Мадонна Литта»
Леонардо да Винчи, 1490-1491 годы, картина «Мадонна Литта», Фото: upload.wikimedia.org
Название | Мадонна Литта или Мадонна с младенцем |
Страна, художник | Италия, Леонардо да Винчи |
Год | 1490-1491 |
Жанр | Портрет, религиозная живопись |
Находится | Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург |
Материалы | Холст (переведена с дерева), темпера |
Картина «Мадонна Литта» – произведение с сложной и интересной историей. Этой работе посвящено множество искусствоведческих трудов.
Изначально картина называлась «Мадонна с младенцем», но позднее к ней перешло название семьи последних владельцев – итальянской династии Литта.
Из-за некоторых живописных особенностей, исследователи сомневаются, что вся работа была полностью написана Леонардо. Они предполагают, что младенец принадлежит кисти ученика великого художника – Джованни Больтраффио.
Но есть и другая версия, что разница в технике написания разных деталей – это метод художественной выразительности, способ расставить необходимые акценты. Так, лица персонажей прорисованы гораздо тщательнее, чтобы зритель обратил на них внимание в первую очередь. А небрежная незаконченность одежды – свидетельство ее второстепенности.
Сюжет произведения прост на первый взгляд, но сложен в деталях. На первом плане женщина, кормящая грудью своего ребенка. Она ласково обхватывает его руками, нежно глядит на него, в тени ее губ прячется легкая полуулыбка. Весь материнский облик пронизан любовью и заботой. Младенец сосет грудь и держится за нее рукой. Но при этом его тело и лицо не прижаты к матери, а развернуты в сторону зрителя. Его взгляд не по-детски напряжен и серьезен. В левой руке малыш держит щегла – символ христианской души. Ничто не говорит о божественном происхождении ребенка, напротив, его образ подчеркнуто человечен. О земном мире напоминает также пейзаж за окном – уходящие вдаль гряды гор, покрытых голубой дымкой. Горы – это художественное обозначение человеческой души, стремящейся соединиться с Творцом.
Еще одна интересная деталь – швы на платье Мадонны. Разрезы нужны были, чтобы быстро покормить ребенка, не снимая платья. Но женщина их зашила, а значит она планировала отлучить сына от груди. Но, не выдержав младенческого плача, она в спешке разорвала нитки. Это свидетельство милосердия и всепоглощающей материнской любви. Леонардо подчеркивает это с особым трепетом, ведь он сам был разлучен с мамой в три года и навсегда сохранил в своей душе ее образ как священный.
Таким образом, «Мадонна Литта» – это ода материнству как главной общечеловеческой ценности.