Описание картины Леонардо да Винчи «Леда и лебедь»
Леонардо да Винчи, Франческо Мельци, 1508-1515 годы, копия картины «Леда и лебедь», Фото: upload.wikimedia.org
Название | Леда и лебедь |
Страна, художник | Леонардо да Винчи |
Год | 1508 (оригинал), 1515 (копия) |
Жанр | Мифологическая живопись |
Находится | Оригинал утрачен. Копия, приписываемая Франческо Мельци, хранится в Галерея Уффици (Флоренция) |
Материалы | Масло, дерево |
Леонардо да Винчи в начале шестнадцатого века написал картину по сюжету античного мифа о Леде и лебеде. По сюжету, в Леду – жену правителя Спарты – влюбился Зевс. Он превратился в белого лебедя и приплыл к красавице по реке во время ее купания. В результате Леда отложила два яйца, из которых вылупились четверо детей: Елена Троянская, близнецы Кастор и Поллукс, а также Клитемнестра. Художник решает изобразить именно этот трогательный момент появления потомства.
В музеях сохранилось несколько набросков мастера к будущему произведению, а также копии учеников Леонардо, но сама оригинальная работа была бесследно утеряна. Сохранилось несколько свидетельств, что позднее произведение было вывезено во Францию, а в последний раз его видели в королевском замке в 1625 году (уже тогда очевидец отмечал, что доски картины в плохом состоянии, а краска местами сошла).
Композиция перьевых набросков существенно отличается от описаний и копий окончательного варианта: на некоторых из них Леда сидит в траве, на других гладит голову лебедя, на третьих опускается на колени перед ребенком.
На оригинальной картине девушка изображена в полный рост. Она абсолютно обнажена, но нисколько не смущена своей наготой. Руками она обнимает за шею стоящего рядом огромного лебедя, тот, в свою очередь, укрывает крылом ее бедро. Лебедь смотрит на девушку влюбленными глазами, но ее взгляд направлен вниз, на четырех младенцев, вылупившихся из яйца. Они барахтаются на земле, выбираясь из скорлупок, и взглядом пытаются отыскать мать. С огромной тщательностью и изяществом автор прописал безупречное тело красавицы со всеми пленительными изгибами и белоснежной прозрачной кожей. Также, с большим вниманием прописан пейзаж на заднем плане: скалистые горы, переходящие в холмы, покрытые лесом, у подножья которых раскинулась небольшая деревня. Разделяет пространство неширокая река Эврот, по которой приплыл соблазнитель Зевс. За спинами героев возвышается скала с пещерой в виде арки.
Произведение наполнено деликатной эротичностью, любовью и нежностью. А высочайшее мастерство художника делает его настоящим шедевром в жанре мифологической живописи.