Описание картины «Крещение Христа» Джотто ди Бондоне: фото, анализ, жанр, характеристика, краткая история создания и место хранения

Зарубежные художники

Описание картины “Крещение Христа” Джотто ди Бондоне

 

Описание картины "Крещение Христа" Джотто ди Бондоне: фото, анализ, жанр, характеристика, краткая история создания и место хранения
Д.Бондоне, “Крещение Христа”, 1305 год, Фото: regnum.ru

Название Крещение Христа
Страна, художник Италия, Джотто ди Бондоне
Год 1305
Жанр христианское искусство, Возрождение
Находится Капелла Скровеньи, Падуя, Италия
Материалы фреска, темпера

Фреску “Крещение Христа” написал итальянский художник Джотто ди Бондоне в 1305 году. Она относится к циклу сцен из жизни Иисуса Христа, украшающих стены капеллы дель Арена в Падуе. 

Новый Иисус в спорной композиции

Автор разработал кардинально новый подход к изображению пространства, и большинство его работ отличаются правдоподобностью, тщательной проработкой каждой детали и невероятной продуманностью.

“Крещение Христа” полностью соответствует нормам канонической иконографии, но стилистические принципы художника в ней угадываются с трудом. Вода, в которую до пояса погружен Иисус выглядит совершенно оторванной от реальности, и законы оптики будто бы совершенно ее не касаются. Более того, окружая фигуру Христа, она не затапливает скалы. Многие считают это серьезным просчетом Джотто, который к таким мелочам всегда относился с вниманием.

Другие предполагают, что это лишь проявление неповторимой манеры художника, и водная гладь призвана разделять Христа и других персонажей. И несоответствие линии берега и уровня воды, и симметричные скалы по обеим сторонам — все это должно подвести зрителя к центру картины, главной мысли. Так, считают исследователи, выражается умение художника находить и выделять главное по смыслу в любой композиции.

Но в исполнении фрески сложно не заметить поразительную четкость линий, ясность контуров и множественные контрасты. Даже неподвижные объекты приобретают естественность и изящество. Так, светлые скалы противопоставляются темно-синему небесному своду, и небо контрастирует с водной гладью. Джотто выбирает яркие, насыщенные цвета и таким образом привлекает внимание зрителя, оживляет обычные иконографические детали.

Итак, в центре действия находится Иисус Христос, и, отдавая дань традициям, над его головой художник изображает парящего Бога-Отца в лучах света. Справа от Христа стоит Иоанн Креститель, и, чтобы уравновесить композицию, на левый берег Джотто помещает троих ангелов с полотенцами в руках.

Художник, не изменяя своей обычной манере, привносит в канонический сюжет нечто новое и свежее, даже необычное для тех времен. В Падуе его работы можно увидеть и по сей день.

Оцените статью
Добавить комментарий