Описание картины Клода Моне «Кувшинки»
Клод Моне, 1914-1917 годы, картина «Кувшинки», Фото: muzei-mira.com
Название | Кувшинки |
Страна, художник | Франция, Клод Моне |
Год | 1914-1917 |
Жанр | Пейзаж |
Находится | Национальный музей Западного искусства, Токио |
Материалы | холст, масло |
Много лет Клод Моне мечтал поселиться на природе, вдали от шумного города, чтобы выращивать цветы и писать картины. Наконец в 1890-е годы он переехал в поместье Живерни, где разбил сад и маленький живописный пруд. С этого времени он начинает создавать полотна с кувшинками.
Данная работа создана в более поздний период. Полотно отличается от первых картин большими размерами, свободой трактовки и смелыми живописными приемами.
В процессе работы Моне намеренно отходил как можно дальше от достоверного изображения – именно эту идею он последовательно развивал в своих произведениях. Художник усиливает абстрактные черты, переходя от предметной живописи к собственным впечатлениям. Так, кувшинки он изображает в виде круглых пестрых пятен: нежные цветы сочетают в себе оттенки желтого, розового, оранжевого цвета. А вода прописана при помощи ультрамариново-синих, болотно-зеленых и глубоких фиолетовых тонов. При этом, новые живописные слои перекрывают контур объектов, нанесенных ранее.
Клод Моне отказался от всех художественных средств выразительности, кроме цвета. Впервые в истории живописи композиция произведения образована не линиями, а красками. Мастер даже отказывается от основополагающего понятия горизонта, обрезая водную гладь границами рисунка.
Еще одной отличительной чертой знаменитого импрессиониста является умение создавать динамичные полотна в любом жанре. Даже такой статичный пейзаж, как водная гладь с кувшинками полна движения: темп и ритм задают вертикальные темные мазки. Кажется, будто сквозь толщу воды видны стебли и корни растений – именно этот эффект оживляет полотно.
При всей своей схематичности, изображенные цветы кажутся объемными благодаря густым слоям масляной краски, наложенным друг на друга.
Моне создал серию гигантских картин, изображающих пруд с кувшинками. Еще перед началом работы он завещал их своей стране. Он даже построил новую мастерскую, где установил специальное освещение. Но написание картин так увлекло мастера, что он передумал дарить картины – в музей полотна попали только после смерти художника.