Описание картины Каспара Давида Фридриха «Странник над морем тумана»
Каспар Давид Фридрих, 1818 год, картина «Странник над морем тумана», Фото: artchive.ru
Название | Странник нам морем тумана |
Страна, художник | Германия, Каспар Давид Фридрих |
Год | 1818 |
Жанр | Пейзаж, аллегорическая живопись |
Находится | Старая Национальная галерея, Берлин |
Материалы | холст, масло |
Каспар Давид Фридрих –немецкий художник, крупнейший представитель романтического течения в живописи. Во всех его картинах звучит нота магического реализма, отражаются философские вопросы о смысле жизни и смерти, роли человека в мире.
Произведение «Странник над морем тумана» является репрезентантом творчества, квинтэссенцией философии художника.
На холсте изображена скалистая горная вершина, возвышающаяся над уровнем облаков. На верхнем уступе стоит человек спиной к зрителям – это образ самого художника. Он одет в сюртук, в руке у него длинная трость, а вьющиеся золотистые волосы развеваются на ветру.
Перед его взглядом открывается потрясающая панорама: горные пики, тонущие в тумане, уходящие далеко вперед бесконечными рядами. Все они находятся примерно на той же высоте, что и вершина, на которой стоит герой. Но далеко впереди из плотного слоя облаков выступает гора, еще более высокая и недостижимая. Очевидно, что это – следующая цель вечного странника.
Композиция картины указывает на ее глубокий символический смысл. Каменистая скала на первом плане, изображенная в виде вершины треугольника, олицетворяет земной человеческий мир. Но большинство живущих остались у ее подножья – они не желают прилагать усилия, подниматься на вершину мира, познавать истинную суть вещей.
Но герой произведения сумел возвыситься над миром вещей и тем самым приблизился к Богу – именно это, согласно философам, является главной целью каждого конечного существования. Перед странником раскинулся новый горний или божественный мир, изображенный в виде чаши, образованной двумя склонами. А он, герой произведения, становится тем самым средокрестием, которое соединяет оба мира.
Но путь его не закончен – намекает художник, изображая вдали новую горную вершину. Ведь человеческая жизнь – это череда все новых восхождений и открытий. Поэтому человек, достигая очередного пика, обнаруживает, что перед ним раскрылись новые манящие дали.