Описание картины Густава Климта «Древо жизни»
Густав Климт, 1905-1909 годы, картина «Древо жизни», Фото: muzei-mira.com
Название | Древо жизни |
Страна, художник | Австро-Венгрия, Густав Климт |
Год | 1905-1909 |
Жанр | Аллегорическая живопись |
Находится | Австрийский музей прикладного искусства, Вена |
Материалы | холст, масло |
Густав Климт был популярным художником-модернистом, чей уникальный художественный стиль является одним из самых узнаваемых в современной живописи.
Полотно «Древо жизни» было создано по заказу венского банкира Адольфа Стокле. Он построил себе дворец, стены которого решил украсить произведениями самых известных художников. В их число вошел Густав Климт.
Полотно выполнено в характерной для Климта мозаичной манере со стилизацией под восточные орнаменты. Оно представляет собой огромный триптих, части которого объединены золотым цветом и центральным элементом, деревом жизни, широко раскинувшим свои ветви.
В левой части, названной «Ожидание», представлена монументальная фигура танцующей девушки. Прической и тонкими чертами лица она напоминает египетскую царицу. Платье девушки украшено узором из треугольников – эта геометрическая фигура была у Климта, который интересовался учением Фрейда, фаллическим символом. Ее танец – это ритуал привлечения мужчины, некая прелюдия, предвосхищающая основное действо. Так автор подчеркивает ключевую роль женщины в любовной игре.
Правая часть триптиха называется «Свершение» или «Упоение». На холсте мужчина и женщина слились в страстном объятии – нет сомнений, что представлен именно момент любовного единения. Зритель видит только спину мужчины в длинном плаще и часть лица обнимающей его женщины. Что примечательно, орнамент, украшающий мужской плащ, состоит из кругов – символического изображения женского начала. Использование орнаментов, основанных на знаках мужского и женского начала, вводит в изображение эротический контекст, несет в себе очевидный сексуальный заряд.
В этой связи центральную часть работы – древо жизни, которое на своем стволе соединяет обе геометрические фигуры – можно трактовать как генеалогическое древо человеческого рода. Оно является символом слияния мужского и женского начала, которое в результате дает рождение новых поколений. Его ветки-спирали символизируют бесконечность цикла жизни и смерти, вечную цепочку перерождений.
Художнику удалось соединить в своей работе глубокий символический смысл и неторопливую созерцательность, даже декоративность. Именно это редкое сочетание делает «Древо жизни» шедевром модернистской живописи.