Описание картины Генриха Семирадского «Христианская Дирцея в цирке Нерона»
Генрих Семирадский, 1897 год, картина «Христианская Дирцея в цирке Нерона», Фото: upload.wikimedia.org
Название | Христианская Дирцея в цирке Нерона |
Страна, художник | Россия, Польша, Генрих Семирадский |
Год | 1897 |
Жанр | живопись |
Находится | Национальный музей, Варшава |
Материалы | холст, масло |
«Христианская Дирцея» – это крупноформатная работа польско-русского художника 19-го века Генриха Семирадского. Он писал картины, демонстрируя на них исторические сюжеты античности. Это полотно одна из самых известных его работ. Сейчас находится в Национальном музее Варшавы.
Предыстория сюжета такова: в древних мифах есть легенда о Дирцее. Фиванский царь Лик был за мужем за прекрасной нимфой Антиопой, но Зевс соблазнил её, и она родила от него двух сыновей – Зефа и Амфиона. Лик, оскорбленный неверностью супруги, отверг Антиопу и заключил под стражу.
Спустя годы Лик взял в жёны Дирцею. Она ненавидела Антиопу и задумала жестоко убить её, привязав к быку. Однако сыновья Антиопы прознали об этом и помешали Дирцее, саму привязав к рогам быка. Её постигла та страшная участь, которую она заготовила ненавистной.
Эта легенда послужила идеей для римского императора Нерона. При его власти начались гонения на христиан и те, кто исповедовал эту религию, приговаривались к смерти как противники государственного строя. На картине изображена одна из таких казней.
Римлянка-христианка была привязана к быку верёвками, увитыми цветами, а её волосы намотали на рога. Гладиаторы гоняли быка по арене цирка, нанося увечья кнутами и копьями, после чего невинное животное и молодую девушку не минуя ожидала мучительная гибель.
В центре картины обнаженное окровавленное тело девушки и крупного черного быка, в тело которого воткнуто копьё. Рядом с ними император Нерон со своей прислугой и префектом претория. Они спустились осмотреть жертву. В их лицах презрение и насмешка – “так будет с каждым противником режима”.
Позади них слуги держат золотой трон императора, на котором он спустился с трибун. Гладиаторы в правом углу картины с гневом и в то же время с жалостью наблюдают, держа в руках копья и вилы.
Картина неоднозначно была принята на выставках: искусствоведы с критикой отказывались называть её за шедевром, однако посетители с изумлением толпились возле неё. «Христианская Дирцея» вызывала восторг как у русского, так и у зарубежного зрителя.