Описание картины “Фокусник” Иеронима Босха
И.Босх, “Фокусник”, 1475-1505 гг., Фото: macrosvit.com.ua
Название | Фокусник |
Страна, художник | Нидерланды, Иероним Босх |
Год | 1475-1505 |
Жанр | жанровая сцена, северное возрождение |
Находится | Сен-Жермен-анЛе, Муниципальный музей |
Материалы | дерево, масло |
Картину “Фокусник” написал нидерландский художник Иероним Босх в 1475-1505 годах.
Едкая сатира на католическую церковь
Работа полностью оправдывает свое название не только сюжетом, но и историей. Полотно с таким названием хранится сейчас в Муниципальном музее Сен Жермен-а-Ле (Франция), но оно не является оригиналом.
Первоначальная версия “Фокусника” не сохранилась, но с нее было сделано 5 живописных копий и одна гравюра. Делал ли Босх эти копии самостоятельно или поручал это своим ученикам – неизвестно. Из-за этого картину невозможно точно датировать. Известно только, что она относится к раннему периоду творчества художника и была создана в последней четверти XV или самом начале XVI века.
Насколько это относится к экспонату музея тоже неясно, потому что в 1978 году он был похищена, а через год возвращен. Но экспертизу подлинности полотна после его обнаружения никто не проверял. Есть версия, что сейчас в музее выставляется подделка, которую нашли во время полицейского расследования.
Сюжет “Фокусника” – едкая сатира на католическую церковь. Алая одежда главного героя является прямой отсылкой к нарядам кардиналов. Стол, на котором разложен инвентарь – намек на алтарь.
Группа горожан смотрит увлекательное представление – фокус с шариками и наперстками. За столом спрятана дрессированная собачка, а сбоку у стола – обруч, пока скрытый от зрителей. Видимо, выступление животного должно быть следующим номером программы.
Фокусник держит в руках золотой шарик и хитро улыбается. На поясе его одежды закреплена корзинка с совенком – символом знания. Это символически означает, что проводит представление умный человек.
Один из зрителей намерен разглядеть все детали и разобраться в происходящем. Он даже наклонился к столу, внимательно отслеживая движения рук фокусника. Изо рта этого наблюдателя выпадают лягушки – символ глупости. Одна уже сидит на столе, а вторая видна между открытых губ человека.
Зритель так увлечен наблюдением за действиями фокусника, что не обращает внимания на ребенка, иронично наблюдающим за ним, и на замечает, как становится жертвой ограбления. Мужчина в светлой одежде и очках делает вид, что смотрит вверх. А его рука уже схватила кошелек, висящий на поясе зрителя. Он одет в сутану ордена доминиканцев и таким образом тоже символизирует обман наивных верующих.
Остальные люди не слишком увлечены представлением. Мужчина в черном костюме откровенно заигрывает с дамой в красном. Он положил ей руку на плечо и фамильярно тычет пальцем в грудь. Дама игриво улыбается и совсем не интересуется тем, что делает фокусник.
Монахиня пристально смотрит на руки фокусника, но ее лицо безучастно, она погружена в свои мысли. Слева от нее человек в коричневом костюме стоит с закрытыми глазами. Крайний справа персонаж в зеленом плаще – историческая загадка. Он появляется почти на всех картинах Босха, но какова роль этого персонажа в сюжете, до сих пор неясно.
Простолюдин с растрепанными волосами, без головного убора, оттеснен более состоятельными гражданами на задний план. Он словно пытается прорваться поближе, но монахиня твердо преграждает ему путь.
Человек в черном стоит позади всех с безучастным взглядом. Видимо, он шел мимо и на минутку остановился, но ничего интересного для себя не увидел.
Картина наполнена также тайными знаками, которые искусно вписаны в композицию, но разглядеть их неопытному зрителю сложно.
Демонстрация фокуса проводится в яме или подвале ниже уровня земли. Пока люди смотрят представление, они не видят ни неба, ни травы, не наблюдают ничего из происходящего в реальной жизни. Так аллегорически Босх высказался о роли католической церкви в жизни верующих.