Описание картины Эдуарда Мане «Олимпия»
Эдуард Мане, 1863 год, картина «Олимпия», Фото: upload.wikimedia.org
Название | Олимпия |
Страна, художник | Франция, Эдуард Мане |
Год | 1863 |
Жанр | Портрет |
Находится | Музей Орсе, Париж |
Материалы | холст, масло |
Эдуард Мане был французским художником, родоначальником импрессионизма. Он никогда не стремился намеренно эпатировать публику своими работами, но, несмотря на это, его имя связано с самыми громкими скандалами в искусстве. Так, картина «Олимпия» стала настоящим нонсенсом для французской публики, подверглась жесточайшей критике за слишком откровенное изображение и недвусмысленный сюжет.
Полотно изображает спальню молодой женщины. На неприбранной кровати, прикрытой цветочным покрывалом, полулежит на высоких подушках абсолютно голая девушка. Ее тело и лицо с бесстрастным выражением развернуты к зрителю. Из одежды на Олимпии лишь изящные будуарные туфельки и несколько украшения: золотой браслет, бархотка с жемчужной каплей и такие же жемчужные серьги. Рыжевато-каштановые волосы собраны в гладкую прическу и украшены цветком орхидеи.
В ногах у девушки примостился черный котенок, выгнувший спину. Согласно живописному языку, это символ ведьмы, а также знаком плотских утех.
Возле постели стоит темнокожая служанка, одетая в нежно-розовое свободное платье, волосы повязаны шелковым платком. Она принесла букет цветов от поклонника, завернутый в белую бумагу, и протягивает его хозяйке с вопросительным выражением лица. Но Олимпия даже не смотрит на подношение – взгляд ее медовых глаз направлен внутрь себя, будто она погрузилась глубоко в воспоминания.
Основная скандальность произведения заключается в том, что художник изобразил голую женщину, но не завуалировал это обращением к мифологическому сюжету о Венере. Напротив, он с помощью украшений и окружающей обстановки подчеркнул современное происхождение своей героини, да еще назвал ее нарицательным именем, ассоциировавшимся у его современников с именем проститутки. Все свидетельствует о том, что девушка проснулась после ночи любви с неведомым мужчиной – для середины девятнадцатого века это был невероятный цинизм.
Мане прекрасно понимал, какую реакцию у публики вызовет его картина, поэтому два года скрывал ее в своей мастерской, только в 1865 решился представить работу в Парижском салоне. «Олимпию» освистали все – от критиков до простых людей, разъяренная толпа даже пыталась уничтожить холст. После такого скандала произведение долго скиталось по мастерским и архивным задворкам, только спустя восемьдесят лет после написания обрело заслуженное место в Музее импрессионизма.