Описание картины Джотто “Стигматизация Святого Франциска”
Картина Джотто ди Бондоне “Стигматизация Святого Франциска”, Фото: upload.wikimedia.org
Название | Стигматизация Святого Франциска |
Страна, художник | Италия, Джотто ди Бондоне |
Год | 1300 |
Жанр | Фреска |
Находится | Лувр, Париж |
Материалы | Дерево, темпера, масло |
Алтарная икона «Стигматизация Святого Франциска» создана художником Джотто ди Бондоне примерно в 1300 году для церкви Сан-Франческо в Пизе. В самом низу картины сохранилась надпись “OPUS IOCTI FIORENTINI”.
Несмотря на это длительное время принадлежность картины Джотто была поставлена под сомнение. На раме можно увидеть изображение двух гербов — историки интерпретируют их наличие по-разному. Одни считают наличие гербов знаком принадлежности картины к определенному семейству, другие утверждают, что эти семейства являлись заказчиками полотна.
На картине изображен важнейший момент в жизни Святого Франциска — стигматизация во время молитвы, которая происходила на горе Альверно. Над головой Франциска парит Иисус Христос в образе крылатого серафима, а внизу изображены сцены из жизни святого.
Все эти сцены уже были изображены ранее в цикле фресок в церкви Сан Франческо в Ассизи. Художник не в первый раз изображал тему стигматизации святого Франциска на своих полотнах. На картине изображен момент, когда в праздник Воздвижения Христа Господня, во время великой молитвы Франциску является шестикрылый серафим.
В этот момент святой почувствовал сильный экстаз и одновременно невыносимую боль в районе рук и ног. Осмотрев свои конечности, святой обнаружил кровоточащие болезненные стигматы на тех же местах, как и у распятого Христа.
Христос одарил его милостью и позволил ощутить те же страдания, которые пережил сам, будучи распятым на кресте. А так же, по словам Франциска, Господь позволил ему бывать в чистилище и забирать оттуда невинные души своих собратьев и людей, преданных Господу и вере.
Святой Франциск на картине стоит на коленях в простой монашеской рясе. К его простертым к небу рукам и к ногам тянутся тонкие золотистые нити от ног и рук Иисуса, представленного в виде серафима.
На месте, где нити соприкасаются с телом святого, появляются такие же отметины, какие были на теле Иисуса после его распятия. За спиной святого можно рассмотреть каменистую местность горы Альверно с редкими деревьями, растущими на ее склонах, а так же монашеские кельи монастыря.