Описание картины Джотто ди Бондоне «Оплакивание Христа»: фото, анализ, жанр, характеристика, краткая история создания и место хранения

Описание картины Джотто ди Бондоне «Оплакивание Христа»

 

Описание картины Джотто ди Бондоне «Оплакивание Христа»: фото, анализ, жанр, характеристика, краткая история создания и место хранения
Джотто ди Бондоне, 1306 год, картина «Оплакивание Христа. Сцены из жизни Христа», Фото: artchive.ru

Название Оплакивание Христа. Сцены из жизни Христа
Страна, художник Джотто ди Бондоне
Год 1306
Жанр Религиозная живопись
Находится Капелла Скровеньи, Падуя
Материалы Фреска (роспись по сырой штукатурке)

Фреска для Капеллы Скровеньи стала самой знаменитой работой итальянского художника Джотто ди Бондоне. В своей живописи он отказался от Византийского канона, тем самым открыв множество новых приемов и живописных возможностей. Он становится основателем нового религиозного сюжета – пьеты (оплакивания), который вскоре станет ключевым мотивом творчества итальянских художников.

Основной отличительной чертой произведения является повествовательность сюжета, его драматургическое разворачивание во времени. Большое внимание Джотто уделяет эмоциональной составляющей: он пытается передать как по-разному реагируют на происходящее все участники истории. Скорбь Богородицы молчаливая и безутешная. Другие женщины отчаянно заламывают руки, не в силах смириться с трагедией. У ног Иисуса рыдает Мария Магдалина.

Никодим и Иосиф Аримафеский, изображенные справа, реагируют стоически, храня печаль в своем сердце. Фигура Иоанна Богослова с распростертыми напоминает образ распятого Христа на кресте.
Основное отличие от византийской живописи состоит в том, что прежде позы и жесты имели сугубо символический смысл, теперь они выражают чувства и эмоции, при чем с небывалой для четырнадцатого века реалистичностью.
Кроме этого, ценность фрески Джотто заключается в том, что живопись обосабливается от религии: она становится самостоятельной ценностью, а не только служит для иллюстрации библейских сцен.

Художник экспериментирует также с композицией.  Он впервые разделяет смысловой и геометрический центры, и выносит первый в левый нижний угол, туда, где изображены лица Спасителя и Девы Марии. Именно к этому композиционному центру сходятся все линии рисунка – склон скалы, тела скорбящих и взгляды порхающих ангелов. Благодаря этому картина обретает логичность и целостность.

Особым образом решена цветовая гамма произведения. Художник намеренно наполняет фреску цветом: голубизна неба и розовые, зеленые, синие одежды контрастируют с мертвенной бледностью обнаженного тела Иисуса. Его кожа буквально сливается с камнем стоящем на заднем плане – это значит, что Спаситель уже не принадлежит этому миру, он отправился в мир лучший.

По сравнению с последующими «Оплакиваниями» художников эпохи барокко и Возрождения, данная фреска может показаться незрелой, наивной. Но она является прорывом, определившим развитие европейской живописи в дальнейшем.

Оцените статью
Добавить комментарий