Описание картины Дюрера “Малые страсти”
Малые страсти. Источник: artchive.ru
Название | Малые страсти |
Страна,художник | Германия, Альбрехт Дюрер |
Год | конец XV века – 1528 |
Жанр | Гравюра, религиозные сцены |
Находится | музеи разных стран |
Материалы | дерево, бумага, ксилография |
Серию гравюр “Малые страсти” писал немецкий художник Альбрехт Дюрер с конца XV века до самой смерти – 1528 года.
Первые авторские права в истории
Автор большую часть своего творчества посвятил религиозным сценам. Значительную долю его наследия составляют гравюры, он по праву считается одним из выдающихся мастеров в их изготовлении.
Среди шедевров не последнее место занимает серия “Малые страсти”, содержащая 36 листов гравюр на дереве на библейские темы. Гравюры печатались в виде книге с титульным листом и 36 изображениями.
В христианстве под страстями понимают испытания, выпавшие на долю Иисуса Христа в последние дни его земной жизни. Периоду от Тайной вечери до Распятия Сына божьего посвящены 15 листов гравюр.
Дополнительные листы рассказывают об основных сценах из Ветхого и Нового завета, например, “Изгнание из рая”, “Грехопадение”, “Благовещение”.
Гравюры выполнены в стиле северного Ренессанса, в соответствии с традициями иконографии Средневековья. Художника отличает тонкая прорисовка всех деталей. На каждой гравюре, помимо центральных фигур, обязательно присутствуют искусно проработанные второстепенные персонажи и детали пейзажа.
Позы людей динамичны, что придает каждому произведению глубину и насыщенность, несмотря на черно-белое изображение. Фигуры, особенно женские, отличаются величественностью и ренессансной роскошью форм.
На многих гравюрах изображен божественный свет: мастеру удалось гениально выразить его сияние без использования красок.
Первые листы публика увидела в 1511 году, впоследствии собрание много раз переиздавалось. Издание было популярно среди простого народа, так как давало возможность неграмотным людям получить представление о библейских историях, в особенности – о самых важных днях жизни Иисуса Христа.
Любопытно, что Дюрер был одним из первых художников, кто позаботился об авторских правах на свои произведения. Он выхлопотал у императора Максимилиана грамоту, запрещающую копировать гравюры Дюрера без его разрешения.