Описание картины Дюрера “Четыре апостола”
А.Дюрер, “Четыре апостола”, 1526 год. Источник: vk.com
Название | Четыре апостола |
Страна,художник | Германия, Альбрехт Дюрер |
Год | 1526 |
Жанр | историческая живопись |
Находится | Старая пинакотека, Мюнхен |
Материалы | масло, темпера, дерево |
Картину “Четыре апостола” написал немецкий художник Альбрехт Дюрер в 1526 году.
Квартет темпераментов и умов в диптихе
Гениальный живописец оставил потомкам много работ, но одной из самых значимых стало его последнее произведение — “Четыре апостола”.
Речь идет о диптихе, выполненном на двух деревянных панелях, соединенных между собой.
Слева находятся изображения апостолов Иоанна и Петра, справа — Марка и Павла.
Если не видеть диптих в реальности, складывается впечатление, что он огромен. На самом деле его высота едва превышает двух метров. Апостолы выполнены практически в натуральную величину.
Талант художника придал фигурам апостолов такое величие, что зритель ощущает свою ничтожность по сравнению с ними.
Разделение на две части не бросается в глаза – настолько композиция выглядит единой. Апостолы заняты напряженными размышлениями, они дискутируют между собой. Этим мастер стремился продемонстрировать высоту, на которую может вознестись человеческий дух.
На темном фоне картины резко выделяются благородные лица апостолов. У каждого из них – высокий лоб и внимательный взгляд, что подчеркивает важность человеческой мысли для автора.
На картине есть надпись, выполненная мастером каллиграфии Иоганном Нейдерфером, которая гласит, что каждый апостол символизирует четыре человеческих темперамента:
Такое объяснение лишний раз дает понять, что Дюреру важно было изобразить людей с их достоинствами и недостатками, вместе с тем, подчеркнув их желание совершенствоваться, чтобы приблизиться к Господу и стать достойными его.
Художник создал свой шедевр в период Реформации, поэтому под фигурой апостола Иоанна была приведена выдержка из 2-го послания Петра: “Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители…”.
Мастер принес картину в дар своему родному Нюрнбергу. Городской совет решил отблагодарить художника, и выплатил ему значительную сумму.
Рассказывают, что курфюрсту Баварии Максимилиану очень хотелось заполучить диптих, поэтому нюрнбержцы вынуждены были пожертвовать картиной. Правитель Баварии, будучи католиком, распорядился отпилить еретическую надпись. Лишь в XX веке надпись и диптих воссоединились.