Описание картины Диего Веласкеса «Менины»
Диего Веласкес, 1656 год, картина «Менины», Фото: ru.wikipedia.org
Название | «Менины» или «Семья Филиппа IV» |
Страна, художник | Испания, Диего Веласкес |
Год | 1656 |
Жанр | групповой портрет, автопортрет |
Находится | музей Прадо, Испания |
Материалы | холст, масло |
Диего Веласкес был художником при дворе, и, несмотря на невысокий социальный статус профессии и возложенные на него королевской семьей обязанности, смог построить карьеру и занять почетное место в истории западного искусства.
Его творение «Менины» (исп. Las Meninas – фрейлины) является одним из наиболее известных и тщательно изученных.
Посмотрев на эту картину впервые, не сразу замечаешь всю многоплановость сюжета. Сложная композиция создает иллюзию, что персонажи картины смотрят прямо на нас. В действительности же, на огромном полотне Веласкес запечатлел процесс создания им самим портрета короля Испании Филиппа IV и его супруги Марианны. Все изображенные смотрят на царскую чету. Мы же видим ее, отражающуюся в зеркале, висящем на стене.
В центре картины – фигура их единственной дочери, пятилетней инфанты Маргариты Терезы. Свет падает именно на нее, отчего образ становится особенно ярким, но нежным. Пастельного цвета платье, белокурые волосы и едва тронутое румянцем личико. Девочка держится сдержанно и благородно не по возрасту. Она с раннего детства знает о своей роли в истории страны и воспринимает происходящее, как должное.
Ее окружают фрейлины из самых знатных семей, а также компаньонка, личный охранник и придворные шуты. Изображать на картинах карликов, да и вообще прислугу было не принято. Но Диего Веласкес отвел для них особое место в своем творчестве. Возможно, потому что и сам имел незавидное положение при дворе. С одной стороны он был близок к королю, с другой – был таким же слугой, выполняющим указания по хозяйству. Придворные его потому не жаловали и плели интриги.
Сам художник изображен возле огромного холста. Он стоит практически в тени, но взгляд его настолько выразителен, что не заметить его не возможно.
Грудь его украшает крест Святого Иакова, который он получил лишь, спустя три года после написания картины. Существует легенда, что король собственноручно дорисовал его на полотне.
Диего Веласкес внес огромный вклад в пополнение коллекции полотен Прадо. Его наследие также хранится в известном музее Испании.