Описание картины “Большой город” Отто Дикса
О.Дикс, “Большой город, 1508-1509 гг., Фото: www.proza.ru
Название | Большой город; Метрополис |
Страна, художник | Германия, Отто Дикс |
Год | 1928 |
Жанр | триптих, портрет, веризм |
Находится | Штутгартский художественный музей |
Материалы | масло, смешанная техника по дереву |
Триптих «Большой город» или «Метрополис» написал немецкий художник Отто Дикс в 1928 году. Работа принесла ему всемирную известность.
Ужасы сражений на войне и в жизни
Дикс – приверженец философских идей Ницше и непосредственный участник Первой мировой войны. Он стал первым экспрессионистом, изображавшим войну и ее последствия во всем ее ужасе и неприглядности. Художник считал, что искусство не может быть отталкивающим, наоборот, долг художника – изобличать все ужасы мира. Именно поэтому от его картин веет такой мрачной реалистичностью.
Триптих «Большой город» ознаменовал дортмундский период в творчестве Дикса. Он отошел от описания исключительно военных сцен, перейдя к демонстрации жизни современных ему немецких городов. С одной стороны города наводнили покалеченные войной инвалиды. Брошенные и больше ненужные государству, они – как гнойное воспаление на теле Германии.
Именно этой части посвящены боковые стороны триптиха. В левой створке – военный на костылях. И все, что он получает от окружающих, – это презрительные взгляды проституток, оценивающих людей исключительно по толщине кошелька, да лай праздных собак. Никому не нужный, он бродит по улицам.
В правой створке – другой пострадавший, бедняга, лишившийся не только ног, но и средств к существованию. Он сидит на улицах города, прося милостыню. Мимо проходят богатые женщины, которые даже не обращают внимания происходящее. Лица этих дам не выражают никаких эмоций, остекленевшие глаза смотрят прямо перед собой. Они словно и не люди вовсе, а восковые куклы.
Апогей триптиха – его центральная часть, где богачи живут праздной жизнью, весело просаживая свое состояние. Их праздник – словно пир во время чумы. Наверняка нажившие состояние во время войны, но не пролившие ни капли крови, они пускаются во все тяжкие. Сейчас у них передышка, время, когда можно спокойно тратить. Ведь когда деньги закончатся, они сумеют снова втянуть страну в военный конфликт, чтобы потратить свое состояние.
Такой разительный контраст между жителями одного города шокирует. Смотреть на картину сложно и некомфортно. Но мастер об этом и говорит: правда не обязана быть приятной. Искусство должно взволновать своего зрителя, заставлять задуматься. Талант Отто Дикса запечатлеть самые животрепещущие и неприятные стороны жизни в полной мере нашел выход в этой картине.