Описание картины «Бар в “Фоли-Бержер”» Эдуарда Мане
Бар в “Фоли-Бержер”, 1882 год, Эдуард Мане. Фото: wikipedia.org
Название | Бар в «Фоли-Бержер» |
Страна, художник | Франция, Эдуард Мане |
Год | 1882 |
Жанр | бытовой, историческая живопись, импрессионизм, модернизм |
Находится | Институт искусства Курто, Лондон |
Материалы | Холст, масло |
Картину «Бар в “Фоли-Бержер”» написал французский художник Эдуард Мане в 1882 году.
Барменша из Зазеркалья
Автор был одним из основателей яркого художественного течения – импрессионизма. Его картины, написанные в этом жанре, пропитаны реалиями жизни французского общества. Одно из таких полотен, созданных художником буквально на пороге смерти, – «Бар в “Фоли-Бержер”». Шедевр, выставленный в известном французском салоне, вызвал бурю негодования и критики современников.
Бар «Фоли-Бержер» в Париже в то время был очень популярным местом. Здесь собиралась публика из разных слоев общества, чтобы приятно провести досуг. В заведении клиентам предлагались танцы, песни, цирковые номера, выпивка, закуска и женщины.
На переднем плане картины изображена молодая грустная женщина-барменша, не отличающаяся броской красотой и привлекательностью, тем не менее, притягивающая внимание. Ее задумчивый взгляд устремлен в пространство, сквозь толпу. За спиной женщины – большое зеркало, отражающее зал и барную стойку.
Но, если приглядеться, можно заметить: отражение в зеркале искажает действительность, что на переднем плане картины.
Так, например, в отражении видна совершенно другая женщина, не имеющая ничего общего с барменшей. У нее более округлые формы, другая прическа. Отраженная в зеркале оживленно беседует с мужчиной, которого нет в реальном изображении.
Также искажена барная стойка, где стоят бутылки шампанского и легкие закуски. В зеркале же шампанского нет. В каждом элементе сюжета, в каждом таком несоответствии можно найти скрытый смысл.
Искусствоведы считают, чтобы Мане нарочито исказил зеркальное отражение, чтобы показать истинное “лицо” этого заведения и его контингента.
Картина написана нервными мазками, что свойственно импрессионизму в целом. Яркие краски живо передают пестроту толпы, собравшейся в баре. Необыкновенно искусно и натурально выписана барная стойка, где стоит вазочка с сочными оранжевыми мандаринами, блестящие бутылки и розы в стакане с водой.
Хотя большая часть картины размыта, фигура женщины четко выделяется на общем фоне. Художник тщательно прорисовал каждую черточку ее лица и малейшую складку одежды, явно указывая на главного персонажа.
Полотно «Бар в “Фоли-Бержер”» давно признано шедевральным, но искусствоведы всего мира до сих пор ломают голову над загадками, которые художник оставил потомкам.