Описание картины “Автопортрет в одежде, отделанной мехом” Альбрехта Дюрера
А.Дюрер, “Автопортрет в одежде, отделанной мехом”, 1500 год, Фото: vsdn.ru
Название | Автопортрет в одежде, отделанной мехом; Автопортрет в возрасте двадцати восьми лет |
Страна, художник | Германия, Альбрехт Дюрер |
Год | 1500 |
Жанр | автопортрет, Северное Возрождение |
Находится | Старая пинакотека, Мюнхен |
Материалы | дерево, масло |
Картину “Автопортрет в одежде, отделанной мехом” написал немецкий художник Альбрехт Дюрер в 1500 году.
Необычный, личный, знаковый – третий цветной автопортрет
Всего известно три больших автопортрета живописца, и этот стал последним из них. Искусствоведы считают его наиболее сложным, показательным и личным для автора.
Композиция картины Дюрера схожа с ликом Иисуса, каким его принято было изображать в то время: симметричность, темная палитра, положение головы и рука, замершая на середине груди, напоминающая жест благословения.
Бросающемуся в глаза символизму портрета вторят надписи по бокам, словно висящие в воздухе. Палитра предыдущих автопортретов была заметно легче, оттенки – не такими приглушенными. Специалисты полагают, что в этой работе Дюрер приблизился к “классицизму по Энгру”, когда за уверенной, но обезличенной маской таятся страсти и боль.
Симметрия на самом деле чуть отклонена: голова правее середины холста, волосы падают набок, взгляд устремлен чуть влево.
В конце 15 – начале 16 веков портрет в фас был исключением для светского изображения. Едва ли на тот момент можно отыскать подобные примеры. Разве что семейный портрет короля Генриха Восемнадцатого с женами, но в том случае, скорее всего, его попросили принять такую позу. Италия к тому времени уже перешла с профильных портретов на изображения с поворотом в три четверти.
Такое расположение Дюрер использовал в прежних своих портретах, когда такая мода только появилась на севере Европы, примерно с 1420 года. Этим сложным для изображения полуоборотом художники очень гордились, всячески продвигали и детально прорабатывали. Поэтому наблюдатели связывали композицию этой картины никак не со светским автопортретом, а с религиозным.
По трем автопортретам художника (два других – 1493 и 1498 годы; есть еще детский – от 1484 года) можно проследить невероятные творческие изменения, становление мастерства и стиля.
Альтернативное название – “Автопортрет в возрасте двадцати восьми лет”. Полотно хранится в Старой пинакотеке, в Мюнхене.