Описание картины Анри Матиса “Разговор”
А.Матисс, картина “Разговор”, 1908-1912 гг., фото: muzei-mira.com
Название | Разговор |
Страна, художник | Франция, Анри Матисс |
Год | 1908-1912 |
Жанр | фовизм |
Находится | Государственный Эрмитаж |
Материалы | холст, масло |
Картину “Разговор” Написал французский художник и скульптор Анри Матисс в период между 1908 и 1912 годами. Она – воплощение стиля, основоположником которого являлся Матисс – фовизма.
Цвет – как способ лучше выразить мысли
Фовизм происходит от французского “дикий”; именно так окрестили живописцев экспозиции 1905 года за революционно новый подход в искусстве. Сильные локальные цвета, обособленные формы, отказ от светотеней и перспективы. “Разговор” Матисса – дитя этих канонов.
Московский коллекционер С.И.Щукин едва ли не первым напрочь влюбился в стиль Анри Матисса, став его заказчиком вопреки отговорам.
В 1912 “Разговор” экспонировался в Лондоне и тогда же был куплен Щукиным в частную коллекцию, которую национализировали после революции. Предметы искусства распределили между московским Музеем ИЗО и ленинградским Эрмитажем. “Разговор” оказался в последнем.
Простота сюжета и композиции этого полотна обманчивы. Мастер слишком много знал об истории живописи и прочих искусств, чтобы выразить свои мысли ясно и очевидно.
“Разговор” – голос наследия старых художников: композиция его характерна иконографической схеме “Благовещения” (Возрождение). Окно в центре сюжета, яркий синий фон, некое таинство созвучны с фресками в Падуе, о которых так любил говорить Матисс.
Сюжет кажется очень банальным: сам живописец, его жена Амели, фигуры и лица их крайне схематичны. Но в полотне – особое толкование действительности. Люди воплощают мужское и женское начала, образ “Древа Жизни” по центру – олицетворение всего живого.
Завораживающие оттенок и количество синего относят к морской пучине, где зародилась жизнь. Зеленый – природа и плодородная Земля.
Плоскость всех элементов говорит о неважности изображения каждого из них, но связи между ними. Многовековой, из истоков.
Матисс также не пользуется чертежными инструментами, чтобы сделать композицию более “правильной”. Он делает это на глаз, интуитивно, опираясь на визуальную память произведений старых мастеров.