Описание картины Альбрехта Дюрера “Руки молящегося”
Руки молящегося. Источник: yandex.ru
Название | Руки молящегося; Руки апостола |
Страна,художник | Германия, Альбрехт Дюрер |
Год | 1508 |
Жанр | северное возрождение, ренессанс, религиозная сцена |
Находится | Галерея Альбертина, Вена |
Материалы | чернила, белила, тушь, бумага |
Картину “Руки молящегося” написал немецкий художник Альбрехт Дюрер в 1508 году.
Полный эффект присутствия
Это один из самых известных и репродуцируемых рисунков Дюрера – автора эпохи Высокого Возрождения.
Рисунок был создан в основном с помощью белил и серой краски на синей грунтованной бумаге; он изображает две ладони, сложенные в молитве.
Произведение Дюрер писал со своих же рук: чтобы нарисовать правую ладонь, он смотрел на отражение левой в зеркале. Об этом писал сам художник, и, кроме того, это заметно по искривленному мизинцу, который выделяется на автопортретах Дюрера.
Рисунок очень лаконичен: все, что видит зритель – сами руки и небольшая часть рукавов. Вместе с тем он полон деталей: художник в свойственном ему стиле изобразил все вены и суставы; видно, что свет свечи, переданный штриховкой белилами, падает слева, со стороны невидимого для зрителя алтаря.
Интересно, что изначально рисунок создавался не как самостоятельное произведение, а был штудией – своеобразным наброском для гораздо более масштабной картины художника – триптиха “Алтарь Геллера”, заказанного немецким торговцем Якобом Геллером.
К сожалению, алтарь был уничтожен пожаром. Сохранилась лишь копия, но и на ней видно, что один из апостолов на центральной части триптиха держит руки в молитвенном жесте. Кроме того, на самой штудии сначала присутствовала голова апостола – потом, правда, ее и руки разделили.
Тем не менее, именно рисунок с изображением сложенных ладоней стал одним из главных символов веры, религиозности, беспомощности человека перед Богом. Особенность творчества Дюрера – в том, что практически любой может к нему приобщиться. Отсутствие конкретной личности на рисунке позволяет зрителю почувствовать себя его частью: эти руки могут принадлежать как апостолу, так и любому верующему человеку.
По сей день это произведение воспроизводится в скульптурах и рельефах, оставаясь важным элементом современной поп-культуры.
На данный момент рисунок хранится в столице Австрии – Вене, в галерее Альбертина. В силу возраста произведения и его хрупкости зрители могут увидеть только факсимиле – точную копию картины.