Описание картины Альбрехта Дюрера «Большой кусок луга»
Альбрехт Дюрер, 1503 год, картина «Большой кусок луга», Фото: artrue.ru
Название | Большой кусок луга |
Страна, художник | Германия, Альбрехт Дюрер |
Год | 1503 |
Жанр | Штудия |
Находится | Галерея Альбертина, Вена |
Материалы | Бумага, наклеенная на картон, Акварель, гуашь, белила |
Альбрехт Дюрер – немецкий художник эпохи Возрождения. Он успешно занимался гравюрой, графикой, ксилографией. Также Дюрер считается первым теоретиком живописи, который ратовал за всестороннее развитие и образование художников.
«Большой кусок луга» – самая знаменитая из его работ, относящаяся к жанру штудии. Штудия – это разновидность эскиза, выполненная с целью глубокого и всестороннего изучения объектов природы.
Акварель была написана в 1503 году – эти цифры едва различимо проступают у нижнего края бумаги. Несмотря на название, исследователи сомневаются, что на картине в самом деле изображена часть настоящего луга. Угол зрения на растения расположен слишком низко по отношению к земле (то есть ниже уровня почвы). Поэтому, вероятнее всего, акварель была написана в мастерской, куда художник приносил и изучал отдельные виды трав, совмещая их в общие натюрморты.
Композиция произведения решена особым образом: геометрический и композиционный центры не совпадают, взгляд зрителя вынужден двигаться вслед за гибкими изогнутыми стеблями и листьями растений от правой части листа к левой.
Очень реалистично, и вместе с тем стремительно, написан слой грунта – он изображен широкими небрежными темными мазками. А рядом, тонкими невесомыми линиями переданы обнаженные корешки травяных кустиков. Такой прием придает работе глубину и объем. Этот мотив размытой почвы и выставленных напоказ корней впоследствии появляется в других картинах Дюрера.
Тщательное детальное изображение каждого растения контрастирует с хаотичностью расположения всех трав – у зрителя создается полное ощущение присутствия, будто он сам лежит на лугу и собственным глазами видит каждую прожилку, каждую травянистую ворсинку. Внимательный наблюдатель разглядит в акварели отцветшие бутоны одуванчиков, широкие листья подорожника, веточку тысячелистника, колоски ежи, пушистые ворсинки вероники и нежные соцветия маргариток.
Свой рисунок Дюрер создавал с целью отточить мастерство, а также он иногда использовал элементы таких штудий в более крупных работах. Например, повтор «Большого куска луга» можно увидеть в произведении «Адам и Ева».