Описание фрески “Парнас” Рафаэля Санти
Рафаэль, “Парнас”, 1509-1511 гг., Фото: upload.wikimedia.org
Название | Парнас |
Страна, художник | Италия, Рафаэль Санти |
Год | 1509-1511 |
Жанр | высокое возрождение, портрет, историческая живопись, мифологическая сцена |
Находится | Апостольский дворец, Ватикан |
Материалы | фреска, краска с известью |
Фреску “Парнас” написал итальянский художник Рафаэль Санти в 1509-1511 годах.
Поэтическая фреска великого мастера
Папа Юлий поручил Рафаэлю работу над “Станцами” на втором этаже Ватиканского двора. В Станца делле Сентьятура представлены четыре фрески: “Диспут”, “Афинская школа” “Мудрость, Мера, Сила” и “Парнас”. Автор в своих творениях изображает идеального человека.
Рафаэль посвятил сюжет извечной теме поэзии. В центре изображена гора Парнас, где Аполлон играет на виоле в окружении своих девяти муз, в то же время там расположились литераторы, ученые, поэты начиная с древнейших до современников Рафаэля. Аполлон вместе с музами истории, музыки, астрономии и другими вдохновляет собравшихся на творчество.
На картине можно четко разглядеть Вергилия, Данте Алигьери и Гомера. Они изображены среди прекрасного пейзажа. Все фигуры людей нарисованы в строгой симметрии. Герои воздействуют на зрителя убедительностью: наряды прорисованы очень тщательно, складки тканей можно даже ощутить.
Рафаэль адаптировал для картины скульптуру Аполлона из коллекции Гримани. А музы и Гомер были взяты с Лаокоона. Зрителю может показаться, что поэты расположены ближе, чем Аполлон на самом деле это не так. Все расположены ближе к раме.
О способности Рафаэля хорошо чувствовать свет ходят легенды. Его настенная роспись включает использование известковых пигментов, диспергированных в воде. Художник наносит их на свежеуложенную известковую штукатурку. Освещение поразительно соответствует действительности. Яркий свет использовался для средней глубины в композиции. Основные техники мазков Рафаэля – secco – роспись фрески на высохшей известковой штукатурке) и intonaco – нанесение последнего слоя красок на влажную штукатурку.
Произведение изначально должно было быть более прямоугольным: благодаря окну в стене фреска получила продолжение по бокам в литературной тематике. Вероятно, это дополнение сделали последователи Рафаэля, по его эскизам. Фреска украшает Апостольский дворец в Ватикане.