Описание фрески Джотто “Воскрешение Лазаря”
Воскрешение Лазаря, Джотто. Фото: wikipedia.org
Название | Воскрешение Лазаря |
Страна, художник | Италия, Джотто ди Бондоне |
Год | 1305 или 1306 |
Жанр | фреска, христианское искусство, религиозная сцена, ренессанс |
Находится | Капелла Скровеньи, Падуя |
Материалы | штукатурка, краски |
Фреску “Воскрешение Лазаря” написал итальянский художник Джотто ди Бондоне в 1305 или 1306 году.
Первые шаги к Ренессансу
Автор посвятил много времени и усилий украшению церквей. Его фресками гордятся многие церкви и соборы Тосканы.
Работа над украшением капеллы дель Арена (Скровеньи) в Падуе заняла всего два года – с 1304 по 1306 годы.
Цикл фресок посвящен сюжетам из Евангелия и сценам из жизни Христа. Одна из них – о воскрешении Лазаря.
В Евангелии от Иоанна сказано, что Лазарь сильно болел и умер, а его сестры – Марфа и Мария упросили Иисуса сотворить чудо и оживить Лазаря. На четвертый день после смерти Сын Божий, который очень любил Лазаря, вознес молитву своему Отцу, умоляя его воскресить Лазаря, и чудо свершилось: Лазарь встал и пошел.
В работе Джотто явственно наблюдается влияние византийской техники иконописи, но художник уходит от канонических форм, осуществляя первые шаги по направлению к Ренессансу. Фигуры не статичны, а находятся в динамике, выражениям лиц свойственны эмоции, подчеркнутые движениями рук.
Иисус со своими последователями находится в левой части композиции, он благословляет воскресшего Лазаря. Его лицо исполнено благости и излучает спокойную силу духа.
В центре композиции – юноша в тунике мятного цвета со страхом и неверием уставился на фигуру ожившего Лазаря, все еще обвитого погребальными пеленами. Толпа горожан за ним галдит и размахивает руками в возмущении и испуге. Так и слышится их взволнованный ропот.
На переднем плане распростерты обе сестры Лазаря, на их лицах написано выражение смешанного благоговения и благодарности за воскрешение любимого брата.
Вся фреска наполнена бурей эмоций ее персонажей — внимательный зритель увидит и гнев, и страх, и радостное изумление, и покорность.
Джотто до тонкостей передал бытовые детали: женщины закрыли лица чтобы не чувствовать царящий вокруг смрад, служитель уже начал разматывать саван Лазаря, два других склонились под тяжестью камня, которым был завален вход в пещеру. Одежды всех героев тщательно выписаны, туники ниспадают богатыми складками, цвета их яркие.
Так, истинный мастер подарил миру еще одно чудесное произведение на библейский сюжет.