Описание картины Питера Брейгеля «Вавилонская башня»
Вавилонская башня. Питер Брейгель Старший. 1563 год. Музей истории искусств. Вена, Фото: upload.wikimedia.org
Название | Вавилонская башня |
Страна, художник | Нидерланды, Питер Брейгель Старший |
Год | 1563 |
Жанр | библейская живопись |
Где хранится | Музей истории искусств, Вена |
Материалы | дерево, масло |
Под названием «Вавилонская башня», художником были написаны три картины, однако до наших дней сохранились только две. Сюжетом послужила книга Моисея, в которой рассказывается о возведении Вавилонской башни, чтобы башня верхушкой достала до неба.
Однако не понравилась Богу такая идея, и чтобы усмирить нерадивых строителей, он перепутал их языки, да так, что она перестали понимать друг друга. Перестав понимать друг друга, люди не смогут довести до конца задуманное. И в этом суть, только Господь вечен, все остальное бренно.
Башня очень сильно напоминает Колизей, об этом свидетельствуют арки, колонны и горизонтальные ярусы башни. Уже почти полностью возведены семь этажей. Вокруг располагаются бытовки, бараки, подъемники, строительные лестницы и леса. Башню строят в городе – порту, большом и оживленном, как Рим.
Однако местность, на которой стоит город, больше напоминает Нидерланды, своими равнинами и выходом к морю.
Множество маленьких людей, рабочих и строителей снуют вокруг гигантского сооружения. А особы высокопоставленные, изображены более крупных размеров, как бы указывая на статус. Несколько строителей пали ниц у ног высокопоставленных вельмож, также низко, как описано в книге.
В отличие от книги Моисея однако, основной конфликт живописец видит совсем не в языковых разногласиях, а в ошибочных расчетах гигантской конструкции. На первый взгляд прочные ярусы, при ближайшем рассмотрении, оказываются кривыми и построенными с ошибками. Частично, недостроенная башня, находящаяся в процессе возведения, уже начала рушиться. Это видно, как по первому этажу гиганта, так и по последним ярусам сооружения.
Вторая Вавилонская башня написала по образу Ротердама. Она также строится на берегу моря, ее недостроенная вершина также касается облаков. Вторая картина меньше в размерах, нежели первая и написана чуть в более темной цветовой гамме. От этого выглядит она на фоне города и неба более трагично. Складывается впечатление, что ее стены неровные и она вот-вот завалится на город.