Описание картины “Зима” Алексея Саврасова
А.Саврасов, “Зима”, конец 1870-х – начало 1880 гг., Фото: muzei-mira.com
Название | Зима |
Страна, художник | Россия, Алексей Саврасов |
Год | конец 1870-х – начало 1880 |
Жанр | пейзаж, реализм |
Находится | Государственный Русский музей, Санкт-Петербург |
Материалы | холст, масло |
Картину “Зима” написал русский художник Алексей Саврасов в конце 1870-х – начале 1880 годов.
Талант самые черные чувства обратить в пейзаж
Художник непростой судьбы, он считается родоначальником русского пейзажа. Все его творчество посвящено изображению красот родной страны.
На долю автора выпало множество страданий: он пережил трагическую смерть своих детей, его бросила жена, а все свои горести он пытался лечить традиционным средством – уходя в запой.
Его друзья по творческому цеху неоднократно пытались излечить Саврасова от порока, но так и не преуспели. В 1882 году он вынужден был оставить место преподавателя Московского училища живописи.
Картина “Зима” была написана именно в тот тяжелый период, не сохранилось даже точных данных о дате ее создания.
Сам художник так отзывался о своем творчестве: “Без воздуха пейзаж — не пейзаж! Сколько в пейзаж березок или елей ни сажай, что ни придумывай, если воздух не напишешь — значит пейзаж – дрянь”.
В самом деле, в его работах небо и воздух играют главенствующую роль. В “Зиме” поражает серо-бело-желтое небо, так хорошо знакомое всякому русскому человеку. Чувствуется, что наступила оттепель, в воздухе ощущается сырость и промозглость, тяжелые тучи вот-вот прольются снегом или дождем, а, может быть, смесью того и другого.
На переднем плане — бегущая вдаль извилистая дорожка со следами полозьев, слева и справа — тоненькие искривленные березки. Чуть поодаль виднеется смешанная березово-еловая рощица. Ветви деревьев гнутся под тяжестью налипшего снега после затяжной зимы.
Картина преисполнена глубины — кажется, что равнина с убегающей дорогой простирается в бесконечность. Такой эффект возникает всецело благодаря таланту художника передавать пространственные объемы, используя живописную технику перехода цвета.
Гамма картины достаточно бедная, некоторые искусствоведы полагают, что за то время, что полотно провело в запасниках, краски потускнели и поменяли свой цвет. Но выразительность пейзажа, возможно, даже выигрывает от этого.
Белый ноздреватый снег, укрывающий пеленой равнину, черные намокшие деревья и огромное бело-серо-черное небо придают картине впечатление полного запустения и покоя в ожидании прихода весны.
Работа выглядит несколько незаконченной, вероятно, художник не захотел или не смог довести свое творение до совершенства. Чувство тоски и горя, испытываемые художником, нашли свое отражение в этой картине.