Описание картины “Явление Христа Марии Магдалине после воскресения” Александра Иванова
А.Иванов, “Явление Христа Марии Магдалине после воскресения”, 1835 год, Фото: upload.wikimedia.org
Название | Явление Христа Марии Магдалине после воскресения |
Страна, художник | Россия, Александр Андреевич Иванов |
Год | 1835 |
Жанр | религиозная живопись, академизм |
Находится | Государственный Русский музей, Санкт-Петербург |
Материалы | Холст, масло |
Картину “Явление Христа Марии Магдалине” написал русский художник Александр Иванов в 1835 году, во время своего пребывания в Северной Италии. Она произвела настоящий фурор и в Петербурге, и в Риме. За эту работу Иванову было присвоено звание академика: она принесла настоящий успех.
Слишком живы или слишком мертвы
В основе произведения можно увидеть весьма распространенный евангельский сюжет — первое после воскресения явление Христа Марии Магдалине. Автор использует двухфигурную композицию, справа помещая Иисуса, а слева — Марию. Персонажи выполнены в натуральную величину, и темный фон, окутывающий их, создает впечатление присутствия.
Внимание притягивает и неоднозначный контраст между образами Христа и Марии. Белоснежная савана Спасителя, спокойствие на его лице и сияние, исходящие от фигуры делают его практически неземным, оторванным от мира. Жестом, преисполненным строгости и любви, он останавливает женщину.
Одежда Марии полна пламенно красных оттенков. Стоя на одном колене, она протягивает руки к Христу, стремясь к нему приблизиться. Все ее существо выражает радость, но по лицу продолжают катиться слезы. Именно такую противоречивость эмоций стремился отразить Иванов: скорбь, печаль и радость одновременно. Такое представление сложилось у него, и его он старался отразить на полотне. Натурщицу он для этого попросил взять в руки лук, а сам смешил и успокаивал ее.
Мнения критиков по поводу этой картины значительно разошлись. Одни говорили, что Иванов превратил живых героев в статуи, лишив их живости и реалистичности, но успешно показав свои умения в наготе и драпировках. Художника обвиняли в излишней академичности.
Тем не менее, живописцу удалось создать выигрышную композицию и отразить правдивые эмоции героев. Молчаливое спокойствие, блеск надежды, радость сквозь слезы — вот, что делает живыми героев полотна Иванова. Несмотря на его сомнения, с первых дней картина возымела огромный успех и высокую оценку многих известных критиков.
Считается, что данная работа была своеобразной “репетицией” перед главным трудом жизни художника – картиной “Явление Христа народу”. Но это нисколько не умаляет значимости этого произведения как в судьбе Иванова, так и в мировом искусстве. Увидеть картину можно в Русском музее в Петербурге.