Описание картины Владимира Боровиковского «Портрет Карагеоргия»
Владимир Боровиковский, 1816 год, картина «Портрет Карагеоргия», Фото: artchive.ru
Название | Портрет Карагеоргия |
Страна, художник | Россия, Владимир Боровиковский |
Год | 1816 |
Жанр | Портрет |
Находится | Национальный музей Сербии, Белград |
Материалы | холст, масло |
Владимир Лукич Боровиковский был русским художником, чей живописный талант был замечен самой Екатериной II. Он специализировался на жанре портрета – психологическое изображение людей удавалось ему лучше всего. Мастеру довелось писать парадные или камерные портреты аристократов, чиновников, государственных мужей, военных, даже императоров и императриц. Женские изображения у Боровиковского часто выходили нежными и сентиментальными, тогда как в мужских он демонстрировал силу, статус, общественное положение своего героя.
Ярким примером такой работы является портрет Георгия Петровича Карагеоргия. Он был предводителем восстания сербов против Османской империи, первым вождем Сербии и основателем собственной правящей династии. Его прозвали Карагеоргием от турецкого слова «кара» – черный. Такое прозвище отражало его темную восточную внешность, резкий вспыльчивый нрав, а также боязливое отношение к нему врагов.
На холсте представлен бравый мужчина средних лет. Он изображен на нейтральном фоне из желто-зеленой портьерной ткани. Одет вождь в парадный мундир, украшенный красной перевязью и золотым шитьем. На поясе у него висит сумка с двумя, расшитая камнями, чуть ниже расположена длинная сабля.
Густые черные волосы и тонкие залихватские усы делают его моложе, чем на самом деле. Выражение карих глаз умное и проницательное, а лицо спокойное, с легкой усмешкой, спрятанной в складке губ.
Карегеоргий был неграмотным сербским мужиком, но его амбициозность, смелость, полководческий дар помогли ему бросить вызов армии султана и победить. Он искренне желал обретения независимости для Сербии, поэтому обнаружил также способности к основанию государственного строя. При этом, Георгий был храбрым умелым воином, бросавшимся в пекло боя, одновременно стреляя и орудуя саблей. Несмотря на все достоинства, у вождя был жестокий нрав, усиленный патриархальными традициями и необходимостью военного времени. Он был категоричен в мыслях и действиях, был способен убить каждого, кто посягнет на его собственность.
Но Боровиковский оставил кровожадный нрав воина за скобками. Художник изобразил достойного мужа, мудрого, проницательного, сильного – настоящего романтического героя и пример для подражания.