Описание картины Владимира Боровиковского «Портрет А.Г. и А.А. Лобановых-Ростовских»
Владимир Боровиковский, 1814 год, картина «Портрет А.Г. и А.А. Лобановых-Ростовских», Фото: artchive.ru
Название | Портрет князя Алексея Александровича Лобанова-Ростовского и его жены Александры Григорьевны, рожденной Кушелевой |
Страна, художник | Россия, Владимир Боровиковский |
Год | 1814 |
Жанр | Портрет |
Находится | Государственный Русский музей, Санкт-Петербург |
Материалы | холст, масло |
Владимир Лукич Боровиковский был русским живописцем, чьи художественные способности были отмечен императрицей Екатериной II. Он специализировался на портретном жанре – психологическое изображение высокопоставленных людей удавалось ему лучше всего. Мастеру доводилось писать парадные и камерные портреты аристократов, чиновников, государственных мужей, военных, и даже императоров и императриц. Изображения женщин у художника часто получались изящными, романтическими, тогда как в мужских он чаще демонстрировал достижения, статус, общественное положение человека.
Одним из наиболее известных стал парный портрет рязанского губернатора, тайного советника, сенатор Алексея Александровича Лобанова-Ростовского и его жены.
Молодые люди представлены в уютной камерной обстановке: за их спинами видна часть сада, мраморная колонная и зеленая бархатная портьера с кистями. Супруги сидят в пол оборота друг к другу. Госпожа Александра Григорьевна одета в домашнее белое платье с высоким воротником, отделанное кружевом. Ее черные как смоль волосы убраны в высокую изысканную прическу, перехваченную алой лентой. Примечательно, что по свидетельствам современников женщина была некрасива собой, но на портрете Боровиковского она представлена очень миловидной, даже красивой.
В руках девушка держит палитру, несколько кистей, перьевую ручку, а за ее спиной стоят холсты – так художник изображает род занятий молодой женщины. Зрителю очевидно, что она занимается живописью.
Ее супруг, Алексей Александрович, касается плеча жены в нежном жесте, глядя на нее с любовью и восхищением. Он одет по моде того времени – в сюртук и сорочку с высоким воротником. Черты лица – розовые чувственные губы, вьющиеся волосы – выдают в нем чувственного человека, не чуждого удовольствиям, а высокий лоб и умный проницательный взгляд свидетельствуют о недюжинном уме государственного деятеля.
В левом нижнем углу полотна, у ног пары, сидит белый кудрявый пудель. Традиционно, собака на семейных портретах символизирует супружескую верность.