Описание картины “Владимир и Рогнеда” Антона Лосенко
А.Лосенко, “Владимир и Рогнеда”, 1770 год, Фото: muzei-mira.com
Название | Владимир и Рогнеда |
Страна, художник | Россия, Антон Павлович Лосенко |
Год | 1770 |
Жанр | историческая картина, академизм |
Находится | Государственный Русский музей, Санкт-Петербург |
Материалы | Холст, масло |
Картину “Владимир и Рогнеда” написал русский художник Антон Лосенко в 1770 году.
Страшная драма и бесполезное раскаяние
В основу сюжета лег знаменитый исторический момент. Князь Владимир возжелал жениться на Рогнеде, но ее отец не дал благословения из-за недостаточно высокого происхождения князя. Тогда несостоявшийся зять напал на Полоцк, убив всю семью будущей невесты и увез ее замуж силой.
На первом плане представлена Рогнеда. Кажется, она вот-вот упадет в обморок, руки ее широко раскинуты. На ее лице – отрешенность и бесконечная горечь утраты близких. Горе-муж, склонившись в раскаянии и прижав руку к сердцу, просит прощения у любимой.
За креслом девушки, по левую сторону, плачет, утираясь платком, ее кормилица. Справа же, на контрасте служанка, будто не понимающая, к чему такие рыдания.
За князем стоят два солдата, явно держа ухо востро.
Атмосфера в помещении более чем напряжена, князь всеми силами пытается это исправить. На лице его нет лукавства или былой агрессии, он по-настоящему мягок, он честно раскаивается и пытается загладить свою вину.
Интерьер, позы и мимика персонажей похожи на стоп-кадр театрализованного представления.
К слову, князя художник писал с артиста И.Дмитриевского. Эта картина – олицетворение классицизма. Лосенко вдохновлялся Ломоносовым и древнерусской летописью перед созданием этого полотна. За него он получил академика исторической живописи. Картина считается первым художественным произведением по древней Руси.
В палитре полотна превалирует светло-коричневый, почти золотой или зеленовато-желтый и насыщенный красный цвета. Лосенко практически хватает этих двух оттенков, чтобы написать сумасшедший по драматичности и напряженности сюжет. Мастер использует светотень и контрасты. Все детали удивительно четко и выразительно, даже лица прислуги, казалось бы, не относящейся к сюжету.
Полотно хранится в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге.