Описание картины Виктора Васнецова «Витязь на распутье»
Виктор Васнецов, начало 1870-х – 1882 гг., картина “Витязь на распутье”. Фото: wikipedia.org
Название | Витязь на распутье |
Страна, художник | Россия, Виктор Васнецов |
Год | начало 1870-х – 1882 |
Жанр | мифологическая живопись, символизм, романтизм |
Находится | Государственный русский музей |
Материалы | Холст, масло |
Картину “Витязь на распутье” писал русский художник Виктор Васнецов в течение не одного десятка лет: с начала 1870-х по 1882 год.
Распутье не для каждого
Это полотно – одна из любимых и известных работ среди людей, даже мало понимающих в живописи. В этом сюжете, относительно раннем в истории своего творчества, Васнецов изобразил былинного русского воина, что остановился у горюн-камня. Как и все картины художника, эта пронизана невероятной атмосферой. Только в этот раз – печальной и угрюмой.
Наблюдая за тем, как витязь с поникшей головой читает надпись, кем-то давным-давно нацарапанную на поросшем мхом камне, невольно окунаешься в глубину веков, и только мрачные мысли приходят голову от прочтения едва различимых букв. А как же иначе, если текст на глыбе гласит: “Как прямо ехати – живу не бывати. Нет пути ни проезжему, ни прохожему, ни пролетному”. И, как видно, действительно, не один уже воин здесь сложил свою голову. А над полем летает воронье, как будто ожидая очередного храбреца.
Хотя картина и называется “Витязь на распутье”, на самом деле распутья нет, потому что нет дороги впереди, путь прегражден. И назад богатырь не может ехать, потому что тогда не сможет спасти Землю Русскую и избавить ее от врагов и супостатов. И для него, как для витязя, двигаться прямо – единственно верная задача. Именно в этом живописец увидел “распутье”. Выбор вроде бы есть, но для героя его нет. И даже копье опущено, и верный конь склонил голову, будто понимая всю безысходность.
С помощью пейзажа живописец очень точно передал атмосферу сказочности, былинности: бескрайние просторы с торчащими из земли белыми камнями, плавно вырисованный горизонт и уходящее за него солнце.
Необходимо было подобрать такую цветовую гамму, что сделала бы картину естественной, соответствующей тому времени. И это у Васнецова получилось. Выбрав основным цветом болотный с коричневым вкраплением, он подчеркнул серость и мрачность смысла изображенного.
Белый конь выделяется на фоне произведения будто намек на светлое будущее витязя, но остальная палитра, включая серый цвет кольчуги и щита, все-таки говорят об обратном. Таким невероятно точным цветовым подходом художнику удалось описать трагичность и драматичность своего творения.