Описание картины Виктора Борисова-Мусатова “Водоем”
Виктор Борисов-Мусатов, 1902 год, картина “Водоем”, Фото: img1.liveinternet.ru
Название | Водоем |
Страна, художник | Россия, Виктор Борисов-Мусатов |
Год | 1902 |
Жанр | Пейзаж, жанровая сцена |
Находится | Государственная Третьяковская Галерея |
Материалы | Холст, темпера |
Картина Виктора Борисова-Мусатова «Водоем» была создана в один из самых счастливых этапов жизни живописца. Любимая женщина, которая тоже оказалась художницей, согласилась стать его женой, а задумка произведения возникла в имении одной из княгинь, где он пробыл все летнее время вместе с родными людьми.
Две молодые женщины, изображенные на картине, не плод воображения художника, а реальные люди: посередине сестра художника, а справа его будущая супруга. Озеро представляется нам спокойным и неподвижным.
Водоем представляет собой идеальный овал. Автор полотна любил геометрические формы, поэтому форму овала можно увидеть на складке одежды невесты художника, а сама складка напоминает волну, которая контрастирует с отблесками водной глади. Ритмичная перекличка с девушкой, которая стоит, достигается путем вертикальных отражений стоящих неподалеку деревьев.
Живописец использует удивительный прием: молодые дамы изображены будто бы близко, а озеро мы наблюдаем как будто с высоты. Поэтому получается, что озеро стоит в вертикальном положении и представляет из себя зеркало, в котором мы видим отражения не девушек, а голубого неба и деревьев. Пейзаж на картине представлен только в этом водном зеркале.
Автор не посчитал нужным изобразить линию горизонта и добился ощущения того, что перед нами не реальный мир. Может показаться, что вся эта история из подводного мира. Насыщенные темно-синие цвета одежды находящейся на земле девушки играют в перекличке с отражениями неба в водной глади, а белая кружевная накидка играет с воздушными облаками.
Если обратить внимание на лица девушек не только на этой картине, но и на других произведениях живописца, то можно найти общее между ними: все эти лица выражают чувство некоторой отчужденности от обычного течения жизни. Девушка на земле глядит куда-то далеко вопросительным взглядом, а другая стоит, понурив голову, лицо же ее будто окутывает туманная нега. Появляется ощущение гармонии и абсолютной красоты. Время как будто остановилось.
В озере отражаются полное счастье, спокойная мелодия жизни. Главная идея автора – красота обречена, если нет того, кто бы сумел отразить ее. Движущие силы, которые образуют кругообразную троичность: бездна озера, безграничность небесной синевы и непомерное изящество человека. Картина не только вывела художника на новый уровень мастерства, но и заняла особое место в русской живописи.