Описание картины Васнецова «Баян»
Виктор Васнецов, 1910 год, картина “Баян”. Фото: wikipedia.org
Название | Баян |
Страна, художник | Россия, Виктор Васнецов |
Год | 1910 |
Жанр | историческая картина, иллюстрация фольклора, былинная тема |
Находится | Государственный Русский музей, Санкт-Петербург |
Материалы | Холст, масло |
Картину “Баян” написал русский художник Виктор Васнецов в 1910 году.
Старый добрый Васнецов
Автор – пожалуй, главный русский художник исторического и фольклорного жанров. Картина “Баян” – один из примеров использования истории Древней Руси в его творчестве.
Полотно создано по мотивам поэмы “Слово о полку Игореве”. В ней не раз упоминается Баян – древнерусский сказитель.
По сюжету, он сидит на холме, окруженный воинами, что слушают его песню. Среди них и князь Игорь – главный герой поэмы.
Картина интересна своей композицией: Баян, в честь которого она названа, сидит не в центре, а справа. Большую часть полотна занимают воины. Их спокойные и при этом решительные и отважные лица призваны донести замысел художника – храбрость, доблесть и преданность Родине, которая помогала русским войскам раз за разом одолевать врагов.
Кардинально отличается от витязей сам Баян. Его образ привносит в общую картину некую мистику, сказочность. Он одет в белые языческие одежды, в руках держит гусли. Если позы солдат статичны, неподвижны; они словно зачарованы песней, – то Баян динамичен, его рука поднята вверх, волосы развеваются на ветру – весь его вид показывает, как сказитель старается приободрить воинов, поднять их боевой дух. Образ Баяна – еще один символ: с его помощью Васнецов демонстрирует роль искусства в жизни человека, особенно в тяжелые времена.
Важны в картине и детали: например, княжеский сын, сидящий рядом с отцом. Он, как и остальные, внемлет песне Баяна и, пусть он еще не участвовал в битвах, – его лицо сурово и сосредоточенно. Его присутствие на полотне неслучайно: то, что он не остался дома с матерью, а отправился в военный поход с отцом, означает важность предстоящей битвы. Следует также обратить внимание на копье в середине воинского круга – оно загнано глубоко в землю, что подчеркивает решительность Игорева полка.
Палитра картины передает ее встревоженное настроение: много красных, серых и черных элементов, пасмурное небо создают мрачную атмосферу. С другой стороны, им противопоставлены зеленый холм и нежные веточки с цветами на переднем фоне – они символизируют надежду на победу русских войск и долгожданный конец войны.
В настоящее время полотно находится в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге.