Описание картины Василия Верещагина «Апофеоз войны»: фото, анализ, жанр, характеристика, краткая история создания и место хранения

Русские художники

Описание картины Василия Верещагина «Апофеоз войны»

 

Описание картины Василия Верещагина «Апофеоз войны»: фото, анализ, жанр, характеристика, краткая история создания и место хранения
Василий Верещагин, 1871 год, картина «Апофеоз войны», Фото: muzei-mira.com

Название Апофеоз войны
Страна, художник Россия, Василий Верещагин
Год 1871
Жанр Пейзаж, историческая живопись
Находится Третьяковская галерея, Москва
Материалы Холст, масло

У кочевых восточных народов была воинственная традиция: использовать части тела убитых врагов как военные трофеи. После побоища они складывали отрубленные головы, руки, ноги в огромные кучи для устрашения других и напоминания о собственной непобедимости.

Василий Верещагин был глубоко поражен, когда узнал об этом кровавом обычае. Именно это подвигло его написать картину «Апофеоз войны».

В своем полотне художник ушел от исторической или национальной конкретики, а выразил ужас и бессмысленность любого кровопролития.

На холсте изображена степь, выжженная солнцем. Высушенная земля приобрела песчаный свет, на ней не видно ни травинки. Тут и там стоят безжизненные сухие деревья. На горизонте угадываются горы, а справа стоит разрушенный до руин город.

Но главную часть полотна занимает гигантская куча человеческих черепов. Над ними кружит стая воронов, надеясь поживиться остатками полуистлевшей плоти. Совершенно ясно, что здесь побывала сама смерть в человеческом обличье. Убиты жители целого города – их тела растерзаны дикими животными, а головы лежат как гора мусора. Вместе с людьми из долины ушла вся остальная жизнь: вода, зелень травы и деревьев. Все, что осталось – это разруха, запустение и зловещее воронье карканье.

Такова любая война. Она безжалостна и беспощадна, поэтому сметает все на своем пути. Эту жестокую сущность невозможно остановить: ей всегда мало крови и жертв, а насилие порождает новое насилие.

Изначально Верещагин задумывал картину как историческое полотно, изображение разрушительных походов Тамерлана. Но в процессе работы историческая живопись переросла во вневременную. Так появилось гениальное произведение, обличающее все войны: прошлые, настоящие, будущие. Все они одинаковы по своей сути, независимо от того, используют агрессоры сабли или атомное оружие.

Живописцу удалось добиться исключительной эмоциональной выразительности, используя минимальные художественные средства. Благодаря этому «Апофеоз войны» считается шедевром в своем жанре, и занимает почетное место в государственной Третьяковской галерее.

Оцените статью
Добавить комментарий