Описание картины Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни»
Утро стрелецкой казни, Василий Суриков, 1881 год, Третьяковка. Фото: https://ru.wikipedia.org
Название | Утро стрелецкой казни |
Страна, художник | Россия, Василий Суриков |
Год | 1881 |
Жанр | историческая живопись |
Где хранится | Государственная Третьяковская галерея, Москва |
Материалы | холст, масло |
Одно из сильнейших исторических произведений Василия Сурикова повествует о страшном периоде в русской истории. Софья Алексеевна, родная сестра царя Петра I удумала совершить государственный переворот. Подняла она против царя стрелецкое войско, решив всю власть в стране взять в свои руки.
Мятеж был подавлен гвардией Петра, после чего последовало справедливое наказание бунтарей и заговорщиков. Казнь.
Самой казни, однако на картине нет, зато во всей красе показаны и душевное состояние и переживание родных и близких, зрителей и зевак стрелецкой казни.
На переднем плане картины изображены сами стрельцы, ведомые к месту казни у кремлевской стены. Их родные, поникшие, плачущие и молящие Господа и царя-батюшку о пощаде. Все персонажи на картине в движении, в их жестах и лицах отчаяние.
Мальчик лет пяти-шести прижался к богато одетой женщине в середине картины. Похоже, что это жена и сын одного из стрельцов. Женщина прижала к себе руки в молящем жесте, лицо ее красно от слез, она еле стоит на ногах.
Другие женщины уже не держаться на ногах в бессильных мольбах о спасении сидят прямо на сырой земле. Плачет, ничего не понимая, маленькая перепуганная девочка в красном платке.
Стрельцы с покоренными лицами, прощаются с близкими навсегда. Глаза их опущены, обнимают они своих жен, сестер и матерей в последний раз. В руках у них зажженные свечи, как символ божественного провидения. Рыжебородый стрелец в темно-красной шапке и белой косоворотке смотрит недобро в сторону царя, нет раскаяния на его лице, только гнев и ненависть.
Раннее утро, серое в облаках, низкое осеннее небо над Красной площадью.
Справа в обществе знати и вельмож изображен сам Петр Алексеевич. У кремлевской стены стоит карета, гвардеец на лошади, чуть дальше пеший караул. Между собором Василия Блаженного и кремлевской стеной на лобном месте виднеются перекладины виселиц. Стрельцы будут повешены. На переднем плане чьи то верхние одежды сброшены прямо в дорожную грязь.
На картине изображены порядка пятидесяти человек, картина сложная, очень объемная. Множество переживаний слились в одном полотне. Ненависть и искреннее раскаяние, мужественность и истеричное бессилие. Волевое лицо царя и сочувственные лица гвардейцев.
Картина тревожна, очень мощна, рождает целую гамму эмоций при детальном рассмотрении. В ней даже осенняя пасмурность приготовилась к покаранию заговорщиков.