Описание картины Василия Сурикова «Степан Разин»
Василий Суриков, 1906 год, картина «Степан Разин», Фото: muzei-mira.com
Название | Степан Разин |
Страна, художник | Россия, Василий Суриков |
Год | 1906 |
Жанр | Историческая живопись |
Находится | Русский музей, Санкт-Петербург |
Материалы | холст, масло |
Василий Суриков – сибирский художник, автор самых известных исторических полотен. Работа «Степан Разин» отражает изменения, происходящие в обществе, произведение затрагивает вопросы свободы и воли, истинных ценностей и предназначения человека.
На полотне – нежное рассветное утро. Краски окружающего пейзажа настолько легкие и прозрачные, что создают умиротворенное настроение. По Волге плывет ладья с казаками. На веслах сидят гребцы. Лица у них серьезны и сосредоточены – они сейчас похожи не на разбойников, а на простых людей, уставших от своей участи. На корме лодки персидский князь-пленник. Он выглядит обреченным, вся его поза говорит о том, что он сдался и покорился своей участи. Рядом пьяный казак для издевки предлагает ему чарку вина. Он – единственный, кто сохранил веселое расположение духа, но ровно до тех пор, пока хмель не выветрится из него. В центре композиции – Степан Разин. На его лице – печать тяжелой думы. Не веселит его удалая песня, ни награбленное богатство, даже винный кубок небрежно отброшен в сторону.
По легенде, казак и разбойник Степан Разин похитил прекрасную персидскую княжну. Девушка полюбилась разбойнику, но его товарищи начали роптать что атаман от любви утратил былую удаль и мужество. Поэтому Стенька схватил девушку и выбросил ее за борт.
Изначально Суриков замыслил отразить именно эту сцену. Атаман ради своего войска утопил княжну и теперь тоскует по ней. Но в процессе работы над картиной художник понял, что истинная проблема героя лежит гораздо глубже, чем грусть по утраченной невесте и восстановление начальственного авторитета.
Думы Разина серьезнее и тяжелее. Ни золото, ни вино, ни прекрасная персиянка не являются для него настоящими ценностями. Важнее для разбойника истинная свобода. Но в чем она заключается, и может ли быть свобода без цели – именно над этими вопросами задумался казачий атаман.
Несмотря на упадническое настроение героев, композиция произведения – ладья, стремительно разрезающая воды реки – называется диагональю победы. Движение лодки направлено вглубь картины, по направлению от зрителей. Это – стремление к новым горизонтам, утверждение того, что поставленные цели будут достигнуты.
Донские казаки были бунтарями и повстанцами. Изображение их предводителя в самый разгар Первой русской революции – свидетельство серьезных изменений, витающих в обществе. Художник уловил этот народный бунтарский дух, поиск новой жизни, бескомпромиссное стремление людей к свободе.