Описание картины Василия Сурикова «Посещение царевной женского монастыря: фото, анализ, жанр, характеристика, краткая история создания и место хранения

Русские художники

Описание картины Василия Сурикова “Посещение царевной женского монастыря

 

Описание картины Василия Сурикова "Посещение царевной женского монастыря: фото, анализ, жанр, характеристика, краткая история создания и место хранения
В.Суриков, картина “Посещение царевной женского монастыря”, 1912 год, фото: artsurikov.ru

Название Посещение царевной женского монастыря
Страна, художник Россия, Василий Суриков
Год 1912
Жанр исторический, реализм
Находится Государственная Третьяковская галерея
Материалы холст, масло

Картину “Посещение царевной женского монастыря написал в 1912 году русский художник Василий Суриков. Жанр и стиль ее очевидны: историческая картина, чистый реализм.

“Царевна” – история не о человеке, но о Руси

Это – последняя из значительных картин Сурикова. И между строк ее сюжета – действительно далеко не локальное событие. “Посещение царевной женского монастыря” – это история Руси до Петра в рамках одной девичьей души.

Религиозные каноны того времени нередко вовсе ставили крест на замужестве для царевен. Их жизненному пути суждено было закончиться в стенах монастырей. Один из таких моментов – визит царской дочери в свой будущий “интернат” – мы и видим в сюжете гениального мастера.

Центральный персонаж – царевна в одеждах, расшитых златом-серебром, ее венец украшает россыпь драгоценностей. Прямо за ней следует боярыня в преклонном возрасте: она следит за четким исполнением местных правил.

Пред знатной госпожой склонили головы прислужницы и монахини в темных рясах. В их глазах – интерес, а у кого-то, возможно, и зависть. Обстановка в комнате почти магическая благодаря пламени свечей.

Мастерски изображена Суриковым чистота души этой девушки. Лицо ее самозабвенно, мысли ее витают где-то в мечтах и представлениях об истинной вере.

Нельзя не заметить красоты ее юности. Белоснежная кожа, раскрасневшиеся щеки, русые косы. На лице выделяются губы и огромные серые глаза. Художник показывает нам прелестное дитя, еще проводящее время за играми с няньками-мамками, за переодеваниями и приятными детскими развлечениями.

Тем сильнее контраст царевны на фоне монашеских лиц, отчаявшихся видеть надежду и в жизни, и в религии. Ее тоже ждет эта участь: юность и непосредственность сгинет в монастыре, глаза перестанут выражать что-либо возвышенное. Только девушка об этом еще не догадывается.

Контраст ясно отражает и палитра картины: слившаяся воедино темная череда монахинь с обеих сторон, с головы до пят сияющая царевна, слепящее золото икон и манящая красная тропинка, устланная с самыми благими намерениями…

Оцените статью
Добавить комментарий