Описание картины Василия Сурикова “Посещение царевной женского монастыря
В.Суриков, картина “Посещение царевной женского монастыря”, 1912 год, фото: artsurikov.ru
Название | Посещение царевной женского монастыря |
Страна, художник | Россия, Василий Суриков |
Год | 1912 |
Жанр | исторический, реализм |
Находится | Государственная Третьяковская галерея |
Материалы | холст, масло |
Картину “Посещение царевной женского монастыря написал в 1912 году русский художник Василий Суриков. Жанр и стиль ее очевидны: историческая картина, чистый реализм.
“Царевна” – история не о человеке, но о Руси
Это – последняя из значительных картин Сурикова. И между строк ее сюжета – действительно далеко не локальное событие. “Посещение царевной женского монастыря” – это история Руси до Петра в рамках одной девичьей души.
Религиозные каноны того времени нередко вовсе ставили крест на замужестве для царевен. Их жизненному пути суждено было закончиться в стенах монастырей. Один из таких моментов – визит царской дочери в свой будущий “интернат” – мы и видим в сюжете гениального мастера.
Центральный персонаж – царевна в одеждах, расшитых златом-серебром, ее венец украшает россыпь драгоценностей. Прямо за ней следует боярыня в преклонном возрасте: она следит за четким исполнением местных правил.
Пред знатной госпожой склонили головы прислужницы и монахини в темных рясах. В их глазах – интерес, а у кого-то, возможно, и зависть. Обстановка в комнате почти магическая благодаря пламени свечей.
Мастерски изображена Суриковым чистота души этой девушки. Лицо ее самозабвенно, мысли ее витают где-то в мечтах и представлениях об истинной вере.
Нельзя не заметить красоты ее юности. Белоснежная кожа, раскрасневшиеся щеки, русые косы. На лице выделяются губы и огромные серые глаза. Художник показывает нам прелестное дитя, еще проводящее время за играми с няньками-мамками, за переодеваниями и приятными детскими развлечениями.
Тем сильнее контраст царевны на фоне монашеских лиц, отчаявшихся видеть надежду и в жизни, и в религии. Ее тоже ждет эта участь: юность и непосредственность сгинет в монастыре, глаза перестанут выражать что-либо возвышенное. Только девушка об этом еще не догадывается.
Контраст ясно отражает и палитра картины: слившаяся воедино темная череда монахинь с обеих сторон, с головы до пят сияющая царевна, слепящее золото икон и манящая красная тропинка, устланная с самыми благими намерениями…