Описание картины Василия Сурикова «Переход Суворова через Альпы»
Василий Суриков, 1899 год, картина «Переход Суворова через Альпы», Фото: muzei-mira.com
Название | Переход Суворова через Альпы |
Страна, художник | Россия, Василий Суриков |
Год | 1899 |
Жанр | Историческая живопись |
Находится | Государственный Русский музей, Санкт-Петербург |
Материалы | холст, масло |
Накануне 100-летия Швейцарского похода русской армии, Василий Суриков задумывает написать картину, посвященную этому героическому подвигу. Так родился замысел «Перехода Суворова через Альпы». Художник много времени уделил подбору прототипов персонажей, изучению исторических документов того времени, а писать этюды отправился в Швейцарию. Работа была готова в 1899 году, ровно к столетнему юбилею. Она выставлялась в Петербурге и Москве, после чего ее купил император Николай II.
На картине изображен момент, когда русская армия преодолевает очередной перевал. Склон горы обрывистый, он уходит вертикально вниз.
На заднем плане прописаны черные скалы. Они такие высокие, что буквально касаются облаков, а их неприступный вид испугает кого угодно. Но они – уже пройденный этап, а значит, самое худшее осталось позади.
Солдаты идут строем: позади еще видны их четкие ряды, но первые воины уже не могут маршировать, они просто катятся вниз по отвесному снежному склону. На их лицах написан страх, но вместе с ним лихая отвага. Воины осознают опасность, но настолько доверяют своему командиру, что готовы шагнуть в пропасть по его приказу. Именно в этом обожествлении командира заключается сила и мощь русской армии. Глаза солдат широко раскрыты – это свидетельствует о готовности храбро встретить любую опасность.
Сам полководец расположен в левой части холста. Он сидит верхом на лошади, одновременно натягивая поводья и размахивая своей треуголкой. На его лице ни тени страха, лишь улыбка, которая вселяет уверенность в солдат. Они отвечают ему такой же удалой улыбкой и шагают вниз.
Современники критиковали живописца за изображение обнаженных штыков, но в данном случае штыки скорее символ, чем реалистичная деталь. Таким образом художник акцентирует внимание на том, что схватка с горными вершинами и суровой природой – не менее тяжелая и кровопролитная, чем ближний бой с врагами. Но несмотря на препятствия и потери, солдаты не теряют боевой дух.
Полотно не является точной реконструкцией событий столетней давности. Оно рассказывает о силе духа, героизме и смелости русских солдат, служит напоминанием об их бесстрашной удали.