Описание картины Василия Сурикова “Боярыня Морозова”
Василий Суриков, 1887 год, картина “Боярыня Морозова”. Фото: wikipedia.org
Название | Боярыня Морозова |
Страна, художник | Россия, Василий Суриков |
Год | 1887 |
Жанр | Реализм, историческая живопись |
Находится | Государственная Третьяковская галерея,Москва |
Материалы | Холст, масло |
Картину “Боярыня Морозова” написал русский художник Василий Суриков в 1887 году.
Русская душа, религия и вера
Творчество автора прочно связано с исторической тематикой. В его композициях воссозданы сцены из жизни русского народа. Художника привлекают сильные личности, с твердым характером и несгибаемой волей.
Одной из таких картин, где показан эпический размах русского характера является “Боярыня Морозова”.
Многим знакома историческая подоплека судьбы боярыни. Событие произошло в 17 веке, когда вводилась новая церковная реформа патриарха Никона. Это было время истребления приверженцев старой веры. Одной из таких фанатиков оказалась Феодосия Морозова. Одна из самых богатых боярынь, она предпочла монашеский постриг, а после приняла мученическую смерть за свою веру.
На картине изображен момент, когда Морозову забирают из ее дома и везут в тюрьму.
Суриков в своих картинах для натуры использовал обычных людей. Он искал своих персонажей на улице.
Так образ боярыни он писал с настоящей старообрядки, а лицо выписывал по характеристике, данной протопопом Аввакумом.
Образ юродивого, сидящего босиком и в рваной рубахе на снегу, так же был написан с реального человека. Его Суриков встретил на толкучке. Юродивых в ту пору почитали на Руси, считали их божьими людьми.
Художник объединил юродивого и Морозову одним жестом – старообрядческим двуперстием.
Особо внимателен автор к деталям. На каждом лице в толпе он изобразил эмоции, что испытывают провожающие боярыню люди: жалость, сочувствие, слезы, язвительный смех.
Не только к персонажам сюжета художник относится с особым натурализмом. Он тщательно выписывает каждую деталь на картине:
Картина богата не только деталями, но и палитрой: скрупулезное отношение Сурикова к мелочам проявилось в цветовом решении полотна.
Художник тщательно прописывает оттенки снега под полозьями и вокруг саней. Многообразием красок показана пестрая толпа. Сероватая дымка вдали передает смутные очертания домов и церкви.
Эта картина была приобретена Третьяковым, она до сих пор находится в Государственной Третьяковской Галерее.