Описание картины Василия Поленова «Часовня на берегу Оки»
Василий Поленов, 1893 год, картина «Часовня на берегу Оки», Фото: artchive.ru
Название | Часовня на берегу Оки |
Страна, художник | Россия, Василий Поленов |
Год | 1893 |
Жанр | Пейзаж |
Находится | Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль», Ростов |
Материалы | холст, масло |
Василий Поленов – талантливый художник, представитель русской пейзажной школы. Именно он стал одним из новаторов жанра пейзажа: благодаря его работам, пленэрный этюд стал считаться полноценным самостоятельным живописным произведением.
Поленов с детства жил в городе, но очень любил природу и мечтал поселиться в деревне, в тихом уединенном месте. В 1890 году его места сбылась – художник купил небольшое имение на берегу Оки, построил там дом и мастерскую. Это событие оказало большое влияние на его творчество – среди работ появилось множество этюдов, благодаря чему мастер серьезно развил свой талант к пейзажной живописи.
Любимым героем произведений у художника стала река Ока. Спокойная и величественная, окруженная высокими берегами, она неспешно несла свои воды в далекое море. Именно эту гармонию, величественную красоту художник пытался запечатлеть в своих произведениях.
На картине «Часовня на берегу Оки» изображен один из таких пейзажей. Основную часть полотна занимает нежно-голубоватая прозрачная гладь воды. В ней нет сильного беспокойного течения, лишь небольшая рябь, навеваемая ветром. Холмистые берега образуют плавные линии: спуск к реке не обрывистый, а прибрежная линия поросла высокой травой и осокой – из-за этого кажется, будто берег пытается слиться с Окой, приручить неспешно текущие воды. Берег настолько густо покрыт сочной травой и полевыми цветами, что кажется, будто его укрыли разноцветным лоскутным одеялом: здесь смешались все оттенки зеленого – от травяного до изумрудного, а также голубой, синий и даже розовый цвета.
На первом плане расположилась маленькая одинокая часовня, сложенная из деревянного сруба. Крыша, укрытая соломой, окрасилась в розовый лучами заходящего солнца. Венчает ее высокий православный крест – он не просто блестит на солнце, а словно сам излучает неземной свет.
Рядом с церквушкой робко стоят несколько маленьких березок – они словно укрылись за ней в поисках защиты от ветра, постоянно дующего с веки.
Все произведение наполнено бесконечной любовью к родным просторам. Живописными средствами Поленов объединяет природу и церковь, подчеркивая их общность, неразрывную связь. Он убежден, что жизнь в гармонии с окружающим миром есть кратчайший путь к Богу.