Описание картины Василия Поленова “Бабушкин сад”
Василий Поленов, 1878 год, картина «Бабушкин сад», Фото: www.art-portrets.ru
Название | Бабушкин сад |
Страна, художник | Россия, Василий Поленов |
Год | 1878 |
Жанр | Пейзажно-бытовой |
Находится | Государственная Третьяковская Галерея, Москва |
Материалы | Холст, масло |
Василий Поленов прославился «пейзажами настроения». В своем творчестве он не только использовал лучшие традиции Саврасова, но и созидал личное. Тоска по уходящей эпохе с ее дворянскими гнездами и антоновскими яблоками отражена как в литературе, так и в живописи. «Бабушкин сад» Поленова как нельзя лучше раскрывает эту тему.
Такими дворянскими особняками, один из которых изображен на полотне, отстраивалась все Москва после событий 1812г. Основным материалом домов было дерево, а характерная колонна и штукатурка с толстым слоем иллюзорно должны были создавать основательное каменное строение. Если приглядеться к особняку, то можно увидеть, что колонна начинает облупливаться, а под ней виднеется деревянная кладка. Этот дом отличает высокий вкус и классическая архитектура, но наличие ржавого карниза наталкивает на мысль о том, что дом давно заброшен.
Чудесный сад, когда-то бывший в заботливых руках садовника или хозяина, теперь пришел в полное запустение. Пейзаж нельзя назвать декорацией, он является участником картины, а также важнейшим символом памяти и возрождения жизни. Поэтому именно молодая зелень, а не старые деревья, занимает большую часть полотна, являясь неистребимой жизненной силой.
Старушка в черном одеянии, ведомая молодой внучкой в ярком платьице, такая же дряхлая и скрюченная, как и особняк с облупившимися стенами. Образы олицетворяют собой контраст уходящего и на смену пришедшего. Ничто и никто не вечен – такая мысль художника. Кстати, внучка писалась с сестры художника, а согбенная женщина похожа на бабушку Поленова по матери, которая была просто сокровищницей различных историй, рассказывая их своему внуку поздними вечерами.
Цветовой колорит богат и не может не радовать глаз. Солнечный свет, который обнимает фасад здания, яркая желтая тропинка, когда-то посыпаемая песком, небо, радующее своей голубизной – все делает происходящее реалистичным и более детальным. Изысканность картины достигается нежными цветами, которые подчеркивают элегическую настроенность.
Наверное, ни одна пара красивых женских ножек взбегала по этим обшарпанным, но когда-то прекрасным ступенькам, ни одна пара глаз бросала любопытные взоры на цветущий сад, ни одно девичье сердце было разбито, ни один бал собирал самых именитых гостей в своем просторном зале, но теперь звучит последний аккорд этой удивительной мелодии.
Картина входит в трилогию живописца, вместе с полотнами «Московский дворик» и «Заросший пруд». В «Московском дворике» изображен этот же особняк, только с другой стороны. Автор показал уходящую в небытие эпоху. Ничего не сделаешь с тем, что одно поколение приходит на смену другому, а старый уклад стирается под гнетом времени. Так устроен мир.