Описание картины Василия Перова “Суд Пугачева”
Картина Василия Перова “Суд Пугачева”, Фото: literatura5.narod.ru
Название | Суд Пугачева |
Страна, художник | Россия, Василий Перов |
Год | 1879 |
Жанр | Историческая живопись |
Находится | Государственный Русский музей |
Материалы | холст, масло |
У картины “Суд Пугачева” или “Пугачевский бунт” существует несколько эскизов и не очень удачных вариантов. Изначально художником было задумано более объемно показать причины мятежа, далее более подробно изобразить сам мятеж, а в третьей суд над теми, кто отказался его признать царем Петром III.
Художник долго готовился, читал историческую литературу, выезжал на Волгу и Урал в места, где происходили сами события. Но в результате ему удалось воспроизвести только последний свой замысел – картину, изображающую суд над помещиками. На первых эскизах художнику не понравился образ Пугачева – он выглядел невыразительным и безвольным.
В 1879 году художник изобразил на картине более значительный и волевой образ Пугачева. В нем мы видим сильного, умного и темпераментного тирана. Он надменно восседает на крыльце барского дома, как на царском троне, окруженный своими бандитами – подданными.
Пугачев проживал в Бердах в помещичьем доме казака Ситникова. Этот дом был самым богатым в станице. Именно он изображен на картине художника. Дом называли “Золотой палатой”. Лица разбойников написаны в очень характерной манере.
На картине изображен суд над помещиками, которые отказываются признать в нем Петра III. Справа на картине мы видим жалкого, трясущегося от страха священника, который благословляет происходящее своим крестом. Перед Пугачевым мы видим несколько помещиков, они ожидают решения Пугачева – кто-то мужественно, кто-то со страхом.
Один из помещиков, который вероятно отказался присягнуть самозванцу, уже связан и стоит перед ним на коленях, ожидая суда. В противостоянии Пугачеву на картине показана властная помещица, со злостью и негодованием наблюдающая за действиями самозванца. На заднем плане, как отображение правления нынешнего царя зловещие языки пламени и силуэты виселиц.
В этой картине мастер ограничился сценой суда, сузив масштабы картины. Художнику не понравилась картина, вероятно по этой причине она не была им закончена. Заключительный вариант картины находится в Государственном русском музее.