Описание картины Василия Перова «Спор о вере»: фото, анализ, жанр, характеристика, краткая история создания и место хранения

Русские художники

Описание картины Василия Перова «Спор о вере»

 

Описание картины Василия Перова «Спор о вере»: фото, анализ, жанр, характеристика, краткая история создания и место хранения
Василий Перов, 1880-1881 годы, картина «Никита Пустосвят. Спор о вере», Фото: opisanie-kartin.com

Название Никита Пустосвят. Спор о вере
Страна, художник Россия, Василий Перов
Год 1880-1881
Жанр Историческая живопись
Находится Государственная Третьяковская галерея, Москва
Материалы холст, масло

В 1650-х годах Русская Православная Церковь раскололась на два лагеря: реформаторов, во главе с протопопом Никоном, и старообрядцев, отрицавших любые изменения. Раскол длился многие годы, а в 1682 состоялось одно из ключевых событий: спор в Грановитой палате между старообрядцами и верхушкой власти. Именно этот момент воспроизвел на холсте Василий Перов.

На картине изображены Никита Пустосвят, простой священнослужитель из Суздаля, и его последователи-старообрядцы, а также представители светской и духовной власти. В левой части полотна расположены царевна Софья Алексеевна и главне представители церковной власти. Оба лагеря композиционно противопоставлены друг другу, при этом правящая элита физически нависает над согбенными и коленопреклонёнными раскольниками.

Царевна-правительница является самым главным символом произошедших изменений, ведь раньше увидеть женщину у власти было немыслимо. Софья Алексеевна встала с престола, ее глаза сверкают от гнева. Она возмущена небывалой наглостью и непочтительностью старообрядцев. Она не принимает их аргументы, а самого старца и его последователей считает умалишенными.

Никита Пустосвят, несмотря на подобострастную позу, являет собой образ героя, готового отдать жизнь за убеждения. Его внешний вид – безумные глаза, аскетичная худоба, всклокоченная борода – говорят о фанатичности старца, его отчаянном желании добиться своей правды. Одной ногой, обутой в лапти и онучи, он наступает на новопечатную книгу с исправленными канонами и догмами. В правой руке он держит восьмиконечный крест, а другой замахивается, словно готовясь к удару.

Не менее тщательно проработаны образы остальных старообрядцев. Благодаря детализированности полотна создаётся впечатление, что художник лично присутствовал при событиях двухсотлетней давности.

Главное, что пытался показать Перов – бессмысленность споров между людьми с разными убеждениями, если обе стороны фанатичны и непримиримы. А также, художник отразил беспомощность человека перед государственной машиной: беспощадные колёса системы погубят любого, кто попытается встать на пути реформ.

Оцените статью
Добавить комментарий