Описание картины Василия Перова “Портрет Достоевского”
Картина Василия Перова “Портрет Достоевского”, Фото: www.msk-guide.ru
Название | Портрет Достоевского |
Страна, художник | Россия, Василий Перов |
Год | 1872 |
Жанр | Портрет |
Находится | Третьяковская Галерея, Москва |
Материалы | Холст, масло |
Весной 1872 года Василий Перов отправляется в Петербург, чтобы создать портрет Федора Михайловича Достоевского. Этот портрет Перову заказал сам Третьяков для своей галереи. Известно, что Третьяков был близок и дружен с Достоевским.
Перова сильно вдохновила возможность пообщаться с великим писателем и увековечить в веках его лик. Сеансов было немного, они длились непродолжительное время — писатель был очень занят. Но даже за это короткое время художник сумел уловить характер писателя и его психологическое состояние.
На картине художник изобразил глубоко ушедшего в себя в свои мысли думы человека. Фигура на полотне словно сжата и направлена внутрь себя. Сосредоточенное выражение лица, сжатые губы, устремленный вдаль взгляд — все это говорит о том, что писатель не в этой комнате, все его помыслы где-то далеко.
Даже сцепленные на коленях руки говорят о закрытости художника и его внутреннего мира от посторонних взглядов. Этот жест всегда был характерен для Достоевского, что говорит о его нежелании общаться и открываться другим.
Перов не использовал в портрете свои обычные колористические приемы, картина кажется серой и однообразной. Но и этот эффект дает зрителю представлении о характере образа, переданного на картине.
Жена Достоевского, увидев законченную работу художника, отметила, что Перов сумел уловить именно то выражение в лице Достоевского, которое у него появлялось в моменты творческих размышлений.
В год создания картины Достоевскому уже исполнилось 50 лет, и именно в этот период он работал над созданием нового романа, который впоследствии вышел под названием “Бесы”. Возможно писатель именно в момент написания картины обдумывал сюжет этого произведения.
На картине Достоевский сидит на стуле, повернувшись в полу-профиль и положив ногу на ногу. С обеих сторон от писателя художник оставил много свободного пространства, что дает эффект отдаленности сидящего от зрителя и замыкает его в его личном пространстве.
Из темноты выступает только бледное лицо и руки писателя. Этот прием концентрирует внимание на взгляде Достоевского, на переплетенных пальцах и напряженности фигуры.