Описание картины Василия Максимова «Больной муж»
Больной муж, Василий Максимов, 1881 год, Третьяковка, Фото: cvetamira.ru
Название | Больной муж |
Страна, художник | Россия, Василий Максимов |
Год | 1881 |
Жанр | реализм |
Где хранится | Государственная Третьяковская галерея, Москва |
Материалы | холст, масло |
Еще будучи ребенком Василий Максимов пережил смерть своего отца. Эта трагедия на столько врезалась в память, что в сознательные годы он часто вспоминал, как наивно молился и просил Боженьку не забирать отца, как размышлял о смерти и плакал. Вероятно, свои детские наивные переживания он отразил в картине «Больной муж».
Действие происходит в бедной деревенской крестьянской избе. Больной хозяин лежит без движения на обычной деревянной лавке, вместо матраса подстелена солома. Около лавки стоит скамеечка с нехитрой едой для болезного. Семья живет очень бедно, вместо занавески на окошке привязан кусок ткани.
Единственную ценность в доме представляет угол с иконами. Перед иконами опустив безвольно руки вдоль туловища, с опущенной головой, стоит на коленях женщина. Она молится смиренно Господу нашему Иисусу Христу с просьбой послать ему выздоровление, не забирать кормильца у семьи.
На полу избы разбросаны рыболовные снасти, скорее всего кормилась семья уловом. Среди этих сетей и крючков женщина стоит босиком.
Быть может, эту избу художник написал после очередного путешествия по Поволжью, где он рыбачил, отдыхал и подбирал себе натуру.
В избе низкий потолок, где то вдалеке тлеет лучина, горит лампадка на иконостасе. Старые рваные сапоги хозяина стоят прямо у его койки. Укрыт больной несколькими покрывалами, похоже, что температурил.
Одна из икон висит над импровизированной кроватью хозяина, наверное это ангел хранитель.
Максимов сам из такой же бедной крестьянской семьи, мастерству он обучался сначала в иконописной мастерской, а потом поступил в художественную академию. Однако, из-за недопонимания с администрацией академии, вынужден был покинуть учебу.
Живописец поездке на стажировку в Италию предпочел русскую глубинку и крестьянскую самобытность. В последствии все свое творчество он посвятил крестьянской тематике. Все его картины пропитаны добротой и любовью к простому народу.
В каждой своей работе мастер оставлял кусочек своей жизни, свой души, своей истории.