Описание картины Валентина Серова «Портрет Иды Рубинштейн»
Портрет Иды Рубинштейн, Валентин Серов, 1910 год, Русский музей, Санкт-Петербург, Фото: muzei-mira.com
Название | Портрет Иды Рубинштейн |
Страна, художник | Россия, Валентин Серов |
Год | 1910 |
Жанр | портрет |
Где хранится | Государственная Третьяковская галерея, Москва |
Материалы | холст |
Картина Валентина Серова «Портрет Иды Рубинштейн» по стилю исполнения очень напоминает полотна старых итальянских художников. Причиной тому послужили неестественные женские формы тела, слишком прямолинейны и угловаты, что разнится с традицией классической живописи, которой придерживались большинство европейских мастеров прошлого столетия.
Изменена и перспектива картины, из-за этого зрителю может показаться, что модель буквально сливается со стеной. Мастер нарочно еще больше усиливает такой эффект выбором цветопередачи тела и фона.
Поза Иды напоминает стиль эпохи Возрождения, надо отметить, что к подобной стилистике мастер часто обращается в своих полотнах. Поворот головы Иды – достаточно сложная поза для воспроизведения на холсте. И даже прическа модели, напоминающая ореол, как бы отделенный от головы, поддерживает стилистику композиции.
В пол оборота к зрителю полулежит, полусидит танцовщица Ида Рубинштейн. Одной рукой она оперлась о лежанку, покрытую сине-фиолетовым панбархатным покрывалом. Пальцы опущенной вниз второй руки вытянуты, также вытянуты носочки ступней. На пальцах рук и ног модели надето несколько перстней с большими пестрыми камнями. У ее ног небрежно брошена тонкая зеленая с белыми нечастыми точками тонкая ткань.
По совершенно прямой спине, худеньким рука, угловатым плечам и стройным длинным ногам в девушке угадывается танцовщица.
Настроение духовности и эстетическое наслаждение от приятной не пошлой наготы прекрасного стройного тоненького женского тела. Кажется, вот-вот Ида сойдет с ложе и закружится на носочках в легком танце.
Ида, знаменитая в те времена танцовщица и актриса. Валентин Серов впервые ее увидел в парижском театре. Для себя мастер отметил в девушке восточные острые и вместе с тем нежные черты. Живописец восхищался каждым шагом, каждым движением девушки.
Изображение Иды очень напоминает фреску из-за практически одинакового цвета с основным фоном – стеной позади модели.
Работа показалась очень интересной, хоть и достаточно спорной среди ценителей и критиков, вскоре после показа, картину приобрел Санкт-Петербургский Русский художественный музей.