Описание картины Валентина Серова «Петр I»
Валентин Серов, 1907 год, картина «Петр I», Фото: muzei-mira.com
Название | Петр I |
Страна, художник | Россия, Валентин Серов |
Год | 1907 |
Жанр | Историческая живопись |
Находится | Государственная Третьяковская галерея, Москва |
Материалы | холст, масло |
Валентин Серов в основном специализировался на портретах, и ему прекрасно удавалось передавать на холсте психологические особенности каждого человека. Но знаменитое изображение Петра I больше похоже на жанровую сцену – художник сосредоточился не на портретном сходстве, а на тех изменениях, что происходили в стране при правлении великого государя.
В центре полотна представлен сам правитель – высокий и статный, он на две головы выше своей свиты. Государь шагает твердой уверенной поступью, осматривая развернувшуюся стройку. Перед ним – будущий город Петербург. На противоположном берегу Невы высится игла Петропавловского собора, но вместо широкой набережной пока земляная насыпь, а вместо домов и дворцов – строительные леса. Петр лично следит за стройкой, контролирует как выполняются его указы, как новый город растет буквально на глазах.
За императором выстроилась небольшая процессия. Денщик азиатской наружности несет его треуголку – так художник показывает, что в новой России уже не происхождение и связи помогают подниматься по карьерной лестнице, а личные качества и амбиции.
Вслед за ними идут вельможи – они буквально согнулись пополам, пытаясь укрыться от пронизывающего ветра. При этом, государь не испытывает никаких неудобств по поводу погоды, что еще раз доказывает его исключительность. Лиц вельмож не видно – Серов не видит необходимости придавать им узнаваемые черты, поскольку они просто оттеняют величие Петра.
На полотне есть еще несколько деталей, имеющих важное символическое значение. Несмотря на то, что ни Адмиралтейство, ни порт еще не построились, на пристани стоят корабли с высокими мачтами. Это – зачатки будущего Русского флота, великого и непобедимого.
Рядом расположилась вольготно корова – она гуляет по строящейся набережной и пьет воду из Невы. Это значит, что строящийся город постепенно населяется жителями, которые обретают здесь дом.
В небе над рекой парят три чайки – свидетельство близости к морю. А выход к морю означал для России новый статус империи и новое, более значительное положение на международной арене.
Все это – заслуги великого государя, несгибаемого и целеустремленного. Именно таким Валентин Серов изобразил в своем произведении Петра I, именно таким он предстает перед нынешними поколениями.