Описание картины Татьяны Яблонской «Хлеб»
Хлеб, 1948 год, Татьяна Яблонская, Третьяковка, Фото: upload.wikimedia.org
Название | Хлеб |
Страна, художник | УССР, Татьяна Яблонская |
Год | 1948 |
Жанр | соцреализм |
Где хранится | Государственная Третьяковская галерея, Москва |
Материалы | холст, масло |
Весь задний план картины Татьяны Яблонской «Хлеб» занимает огромный стог сена. Лишь на небольшом участке справа в пыли из молотилки, просматривается небо. Молотьба и погрузка зерна идет полным ходом.
На переднем плане одна из женщин склонилась над мешком с зерном. Связывая верхушку мешка, она смотрит куда-то вдаль. Рядом с ней, лихо заправив за пояс подол длинной крестьянской юбки, стоит, закатывая рукав белой рубахи, вторая женщина. Колхозницы стоят в зерне босиком, здесь же в горке сбитого зерна лежит большой совок, которым нагружают хлеб в мешки.
За спиной у женщин расположены большие вага для взвешивания мешков. Самый ближний мешок маркирован. На нем написано: «Колхоз им. Ленина, с. Летава, 1949 год».
Чуть дальше мы видим стоящую спиной еще одну героиню картины в голубой рубахе, она как раз, зачерпнув зерна в большой совок, засыпает его в мешок, левой рукой держа совок за ручку, а правой придерживая для наклона.
На заднем фоне тоже кипит работа, собранные в несколько рядов мешки с зерном грузят на машины с красными плакатами на борту. Около машин, там же на дороге, лошадка привезла бочку с питьевой водой. Одна из женщин рядом с бочкой пьет из большой алюминиевой кружки прохладную свежую воду.
Общее мажорное настроение трудящихся колхозников указывает на то, что урожай в этом году огромен и план по хлебу будет выполнен и перевыполнен.
За стогом на пыльной проселочной дороге, ведущей от поля на колхозный элеватор, просматриваются деревянные столбы освещения. Послевоенная страна начинает оживать, поднимается сельское хозяйство. Восстанавливаются колхозы и совхозы.
Героиня на переднем плане сейчас закатает рукава и возьмется за лопату, станет снова усердно насыпать намолоченное зерно в мешки.
В целом картина очень жизнеутверждающая и радостная. Благородный и очень тяжелый труд колхозников сообща и с хорошим настроением. Так трудятся советские люди, строители коммунизма.
Уже в следующем году после написания, картина была отмечена, а художнице присуждена Сталинская премия второй степени. Советские критики отмечали, что Татьяна Яблонская в своем произведении изобразила людей новой формации, которые строят, развивают и укрепляют социалистическую страну.
Отмечена она была и иностранными искусствоведами. Так, например, француз Марк Дюпети назвал ее программным образцом советской живописи двадцатого века.