Описание картины “Суд во времена русской правды” Ивана Билибина
И.Билибин, “Суд во времена русской правды”, 1909 год, Фото: cdni.rbth.com
Название | Суд во времена русской правды |
Страна, художник | Россия, Иван Яковлевич Билибин |
Год | 1909 |
Жанр | модерн, жанровая сцена |
Находится | Частная коллекция |
Материалы | хромолитография |
Картину “Суд во времена русской правды” написал русский художник Иван Билибин в 1909 году.
Жестокий судебная процедура в ярких красках
Полотно изображает процесс судопроизводства в Киевской Руси. Князь во дворе своих палат судит провинившегося. Билибин передает сюжет максимально красочно, даже торжественно. К тому же детально прописывает лица и одежды персонажей. Основываясь на этом, можно предположить, насколько главенствующую роль для присутствующих играет восстановление справедливости.
Художник изображает князя, опирающимся на свой меч и его приближенных рядом. В процессе также принимают участие воины.
Костер хоть и чуть не дотягивает по композиции до главного плана, все же играет решающую роль в сюжете. Эта необычная и жестокая традиция стала частью древнерусского судопроизводства. Процедуру “испытания огнем” проходил не только обвинитель, но и обвиняемый. Оба должны были достать из костра по куску раскаленного железа. Прав оказывался тот, чья кожа меньше пострадала от ожогов. Если рука почернела или покрылась пузырями, человек объявлялся виновным.
У этой процедуры были вариации: обвиняемого могли заставить держать руку в огне или проходить сквозь костер в одной рубахе. Считалось, что если совесть человека чиста, Бог не допустит его страданий, а тем более – смерти.
Билибин выработал новый графический стиль, четко прорабатывая контуры в картине. Этот стиль позже получил имя своего автора. Чаще всего раскрашивание таких “рисунков” происходило акварелью.
Художник очень точно изобразил этот процесс. Искусствоведы считают, что на это, как и на возникновении самой идеи картины “Суд во времена русской правды” повлияло юридическое образование Билибина. В частности, лекции прославленного русского юриста Н.Л.Дювернуа, которые студентом посещал живописец. В архивах Дювернуа даже осталось заявление Ивана Яковлевича на посещение этих его семинаров.
Полотно хранится в частной коллекции.