Описание картины «Стрекоза» Ильи Репина
Илья Репин, 1884 год, картина “Стрекоза”. Фото: wikipedia.org
Название | Стрекоза |
Страна, художник | Россия, Илья Репин |
Год | 1884 |
Жанр | Портрет, реализм |
Находится | Государственна Третьяковская галерея, Москва |
Материалы | Холст, масло |
Картину “Стрекоза” написал русский художник Илья Репин летом 1884 года, во время семейного отдыха на одной из дач Петербурга.
Детство, природа и любовь
Центр полотна занимает детская фигурка, которая сидит на деревянной жердочке от изгороди. Этот ребенок – Верочка Репина, дочь самого художника, любимица до конца дней. Это первый ребенок от брака с большой любовью художника – Верой, в честь которой она и была названа. Их пути с матерью разойдутся, а девочка станет натурщицей для множества других шедевров Репина.
Композиция картины проста, но в этом – изящество задумки. Задний фон занимает безмерное пространство голубого и безоблачного неба, а по краям развеваются зеленые травинки почвы. Небо написано светло-голубыми красками, что весьма символично: домами для стрекоз в естественной среде служат водные объекты (озера и реки).
Динамики сюжету добавляет положение девочки: кажись, не успеешь моргнуть, а она уже спрыгнет и побежит по полю куда глаза глядят. Именно такую динамичность можно заметить в поведении стрекоз: они притаиваются, а затем резко взлетают.
При взгляде на полотно чувствуется теплый летний ветерок: он касается щеки, а сверху голову греет июльское солнце…
Название идеально подходит картине. Репинская “стрекоза” одета в мешковатую темную одежду, которая состоит из множества слоев, кружев и маленьких деталей. В ней преобладают темно-синие, серые, зеленые оттенки, что дает возможность сравнить девочку с настоящей стрекозой. Для полноты образа не хватает крылышек, но автор не изобразил их намеренно: дети в таком возрасте априори ангелочки, и крылья их подразумеваются как нечто само собой разумеющееся.
Удивителен ракурс композиции. Репин написал полотно будто снизу и даже удивительна высота, на которой сидит Вера. Зато с этой точки зрителю открывается вид на глаза ребенка. Она не смотрит прямо в глаза: взор девочки устремлен куда-то к горизонту, а ход ее мыслей невозможно проследить.
Этот сюжет объединяет и всеобъемлющую любовь и ласку отца, и красоту природы и бесконечную детскую непосредственность в невероятное произведение искусства.