Описание картины “Сошествие Христа во Ад” Михаила Нестерова
М.Нестеров, “Сошествие Христа во Ад”, 1895 год, Фото: www.ippo.ru
Название | Сошествие Христа во Ад |
Художник, страна | Россия, Михаил Васильевич Нестеров |
Год | 1895 |
Жанр | символизм, религиозная живопись |
Находится | Государственный Русский музей, Санкт-Петербург |
Материалы | Бумага на картоне, лак, тушь, темпера, бронза, соус, графитный карандаш |
Картину “Сошествие Христа во Ад” написал русский художник Михаил Нестеров в 1895 году. Это эскиз образа иконостаса храма воскресения Христова в Петербурге (Спас на Крови).
Спасение из Ада
Сошествие во Ад (или “Адское мучение”) – христианский догмат о том, что после распятия Иисус спустился в Ад. Однако, в Священном писании нет точного обоснования этому.
Эту “идею” зародила ранняя Церковь, а предметом веры она стала лишь в 4 веке. Концепция могла основываться на популярном в античной мифологии сюжете, когда герой (или Бог) спускается в Аид, чтобы вернуть оттуда умершего.
Ко 2 веку существовало уже немало произведений о том, как Христос сошел в Ад, победил Дьявола и вызволил души ветхозаветных святых.
На тот момент существовало мнение, что души живших и умерших до возникновения благодари христианских Таинств переходят в подземный мир, чтобы ждать Христова спасения.
Впервые полноценный рассказ о б этом появляется в Евангелии от Никодима: медные врата разрушены, мертвые освобождены от пут. Пришел “Царь славы”, а Дьявол был заточен в железо.
Основоположники ранней Церкви рассуждали, что, скорее всего, это чудесное спасение состоялось не в самом Аду, а “на границе” – в Лимбе.
Этот сюжет часто эксплуатировали в драме и литературе Средних веков. Он составлял одну из сцен цикла Христовых Страстей.
Иисус вступает в Ад через своеобразный портал. К свету слетается множество душ. Самая близкая, тянущаяся к руке Христа – Адам, уже седобородый. Чуть позади него – Ева и Авель. Среди других душ – Моисей, Давид, Иоанн Креститель.
Сюжет картины был позже перенесен в мозаику храма, а само полотно создано удивительным количеством материалов: на бумагу на картоне с лаком легли тушь, темпера, бронза, соус и графитный карандаш. Художник писал, как чувствовал и верил, стараясь всеми силами и инструментами передать священность этой сцены. И ему удалось.
Полотно хранится в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга.